1. В связи с частыми проблемами связанными с нагрузкой на сервер, форум был переведен на новый движок.
    Было произведено конвертирование основной базы данных тем и сообщений. Что то не удалось сохранить.

    Если вы видите какие то ошибки в отображении или испытываете проблемы любого рода - свяжитесь с админом любым способом. Для связи можно воспользоваться контактами с основного сайта.

    Настройки форума будут длиться еще некоторое время

Что такое Айкидо?

Тема в разделе "Религия и Философия в БИ", создана пользователем Старый, 18 сен 2006.

Статус темы:
Закрыта.
  1. TopicStarter
    Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Muaddib 31/10/2006 писал
    Ну, зачем же так обобщать? Речь шла всего лишь о двух моих знакомых айкидоках, уже прекративших тренировки, которые, прозанимавшись несколько лет, не понимали, на мой взгляд, и не использовали в полной мере при выполнении техник принцип концентрации силы.

    Muaddib 31/10/2006 писал

    Danatas 31/10/2006 писал

    Это что - допрос?
    Я арестован?
    Меня в чем-то подозревают?
    Я имею право на адвоката!

    А если серьезно, то, на мой взгляд, выяснение моей айкидошной ориентации, уровня моей подготовки, а также касание сугубо технических вопросов в рамках обсуждаемой темы не являются принципиально необходимыми.

    Надеюсь, что Ваша объективность не позволит Вам расценить это сообщение, как повод для закрытия темы. Тем более, что, как мне кажется, назначение Вас на должность модератора произошло не без моего участия. Именно я обратил внимание Администратора на тот факт, что в обновленном форуме Christof остался единственным действующим модератором и на него ложится слишком большая нагрузка.
    И именно после этого, как мне кажется, Администратор принял решение назначить еще двух модераторов и, очевидно, выбрал из участников форумов самых достойных.
     
  2. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое

    Вообщем-то рассказывать сказки мне может только умудренный опытом, к сожалению, практическим. Так что если Вы хотите, чтобы Вас начали воспринимать более серьезно, то я настоятельно рекомендую ответить на достаточно простые вопросы. Иначе Ваши мысли и далее будут восприниматься как простой каламбур.
     
  3. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу

    Ни в коем разе. Я вообще темы закрывать не люблю.
     
  4. Danatas

    Danatas ? 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    11.09.05
    Сообщения:
    1.070
    Симпатии:
    3
    Род занятий:
    Engineer
    Город:
    Newry
    Страна:
    Northern Ireland
    Фамилия и Имя:
    Olegas Gajosinskas
    Вид БИ:
    Айкидо
    нет это не допрос.
    Это простое человеческое любопытство. А подозревают Вас в том, (простите если не правы) что теории Ваши не подкреплены Практикой, которая, как известно есть единственное мерило истинности теории.

    На счет права на адвоката - безусловно имеете.
    Будем рады увидеть его у нас на форуме

    А если серьезно, то если мы Вас не знаем - то как еще Вы думаете будут реагировать на посты в единственной теме - по другим вопросам сказать нечего?

    Меня не Ваши дипломы и пояса интересуют, но понимание айкидо. в том числе его технических вопросов.
     
  5. Тигр

    Тигр 武士 - ぶし

    Регистрация:
    07.03.06
    Сообщения:
    624
    Симпатии:
    2
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Александровна
    Вид БИ:
    Айкидо

    Зачем же е-мейл, ведь есть же личная почта на этом форуме




    Ну если такие глобальные цели, то что Вы до сих пор делаете на форуме? ? Вам надо распостранять идеи в народ. Это не издевательство ? Вы когда-нибудь слышали о пророках-путешественниках (или как их называют?

    А о пророках форумов?


    Что же Вы тогда удивляетесь, что тема сначала не получила развития, а потом перешла просто в "выяснение отношений"?

    Кстати, хотелось бы добавить не совсем в тему... Мне всегда казалось, что целью общения является не самовыражение (но и не без этого), а цель в том, чтобы Вас поняли, поэтому мне кажется, что все таки есть смысл "подстраиваться" под "язык" форума, людей. Вы же не приедете в Индию и не начнете всем что-то доказывать по-русски, объясняя все тем, что по другому не можете, мол сами виноваты, что не поняли... Учиться никогда не поздно



    Все же теория науки (той же физики) и философия БИ (что мы смело назвали теорией в данном контексте) это немного разные вещи. Теория физики: прежде чем вам в школе сформулировали закон, Вы его испытали на себе очень много раз, и на уроке просто вспомнили свой прошлый опыт, что позволило Вам все быстро понять согласиться.

    О философии:
    Принцип похож, если бы мне на первой тренировке стали объяснять философию БИ, то все бы пролетела мимо ушей, потому что не было никакого опыта, нет почвы, теперь же после небольшого времени практики я могу уде что-то понять, основываясь на свой опыт, и тем больше будет этот опыт, тем больше я смогу понять, интерпретировать и принять или не принять

    Еще пример: обучение маленького ребенка ходить. Вы же не станете объяснять ему закон притяжения

    А человек, впервые пришедший в додзе тот же маленький ребенок, делающий первые шаги




    Тут мне хочется озвучить старую истину: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят" Хотя эти правила и общепринятые, но все же... (все эти лекции)


    И еще отвечу на Ваш вопрос "Что такое айкидо" и иже с ними, при чем мое мнение в некоторых местах резко отличается от Вашего, я надеюсь Вы поймете в каких именно и где:
    Айкидо - это слово такое, три иероглифа. Смысл в него можно вкладывать разный.

    Более обширный понятием будет совокупность техник БИ (или просто БИ)и его философии, при чем первостепеннее техники, потому что это путь, а философия - это попытка многословно объяснить куда ведет этот путь, не проще ли по нему пройти, конечно можно и с картой в руках

    М. Уэсибе понадобилась целая жизнь не что бы ответить "Что такое айкидо", а что бы создать Боевую систему, а потом назвать ее "айкидо". Я не думаю, что поиск названия занял у него слишком много времени

    И самое главное! От понимания, что такое Айкидо не зави
    сит содержание техник. Вы можете говорить "айкидо -это любовь" или "айкидо - это философия" все равно котогаиши мастер выполнить одинаково и результат будет один

    Может мое мнение не самое "свежее", но обдуманное
     
  6. TopicStarter
    Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Danatas 02/11/2006 писал

    А это не мои теории, а М.Уэсибы и он, на мой взгляд, достаточно убедительно подкрепил их своей практикой, а точнее, создал их на основании своей практики и жизненного опыта. Я только, в меру своих сил и способностей, скомпоновал разрозненные материалы, обобщил их, выделил
    самые существенные, на мой взгляд, моменты и попытался перевести их с восточного языка на западный.

    Danatas 02/11/2006 писал
    Что касается понимания, то определить степень моего понимания Айкидо Вы можете, на мой взгляд, единственным способом - сравнив мое понимание со своим. Если мое понимание совпадает с Вашим, Вы сделаете вывод, что я понимаю Айкидо, если существенно отличается - не понимаю. Точно такие же выводы сделаю и я, если буду оценивать Ваше понимание Айкидо. Т.е. наши оценки понимания относительны, так как сделаны относительно нашего собственного понимания.
    Но можем ли мы (Вы и я) утверждать, что наше понимание Айкидо более правильное? Я, например, не могу, так как не знаю Вашего понимания. Но возможно ли это определить, в принципе? На мой взгляд, возможно. Тем же способом -
    сравнить Ваше и мое понимание с пониманием М.Уэсибы, поскольку он создал Айкидо и, следовательно, обладал исчерпывающим представлением о нем. Но как это сделать? Можно, конечно, вызвть дух О-Сенсея на спиритическом сеансе и спросить у него, но вряд ли его ответ будет для нас весомым аргументом.
    Остается только одно - изучать труды М.Уэсибы, его наследников и учеников, анализировать их и делать выводы о том, как понимал Айкидо М.Уэсиба. Что я и пытаюсь делать.
     
  7. TopicStarter
    Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Тигр 02/11/2006 писала

    Участников форума много, у каждого свой язык, подстроиться под каждого, на мой взгляд, невозможно. Но если Вы разъясните мне подробно, что такое "язык форума", чем он отличается от моего, то может быть, и попробую подстроиться. А пока, чтобы меня все правильно и однозначно
    понимали, буду пользоваться своим.

    Тигр 02/11/2006 писала
    Это шутка или Вы действительно полагаете, что мой язык так же отличается от языка форума, как русский от (назовем его так) индийского?

    Тигр 02/11/2006 писала

    А какой опыт нужен, чтобы прочитать и понять, например, мое сообщение от 11:19 25/10/2006 . На мой взгляд, это не сложнее, чем выучить параграф из учебника истории или литературы.

    Тигр 02/11/2006 писала
    Не знаю, откуда у Вас основания для такой аналогии, но в группе, где я занимаюсь, большинство учится в ВУЗах или уже имеет высшее образование, многие ранее занимались другими БИ. Возраст - от 15 до 55. в других группах (не считая детской) - примерно такая же картина. Т.е., на мой взгляд, основная масса айкидок готова и способна адекватно
    воспринимать предлагаемую философию.

    Тигр 02/11/2006 писала

    К сожалению, обычно, так и делается, хотя М.Уэсиба вложил в это слово совершенно определенный смысл.

    Тигр 02/11/2006 писала
    На мой взгляд, карта - это и есть философия, а путь без карты - это блуждание, путь в никуда. Философия - это путь, а техники - лишь посох в руке идущего.

    Тигр 02/11/2006 писала

    А вот с этим разрешите категорически не согласиться. Вы, очевидно, знаете, что многие техники в айкидо, айки-дзюцу и дзю-дзюцу имеют одинаковые или близкие названия. На мой взгляд, если мастер айки-дзюцу (дзю-дзюцу) цель которого (исходя из его философии) - победа любой ценой, а задача-
    минимум - выведение противника из строя, то результатом выполнения им в боевой обстановке техник, например, котэ-гаеши, будет перелом руки противника в 1-3 местах. Если эту же технику в тех же условиях выполняет мастер айкидо, цель которого (исходя из философии Айкидо) - укрощение агрессии (Ян) противника (к этому моменту другие способы предотвращения поединка уже исчерпаны, а задача - приведение противника в более иньское состояние с соблюдением принципа гуманизма, то результатом применения котэ-гаеши будет неповрежденный противник, удерживаемый
    (сколько надо, чтобы его агрессия иссякла) в максимально иньском состоянии (лежа неподвижно животом на земле). Как Вы думаете, будут ли отличаться исполнения техник котэ-гаеши в этих двух случаях и зависит ли исполнение техник от философии БИ, которой руководствуются эти мастера? Мой ответ, я думаю, очевиден. В его подтверждение приведу слова ученика М.Уэсибы М.Саотомэ

     
  8. Тигр

    Тигр 武士 - ぶし

    Регистрация:
    07.03.06
    Сообщения:
    624
    Симпатии:
    2
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Александровна
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Давайте все споры о том кто как общается и всё не относящееся к БИ уберем, если Вам дейстаительно интересно мое мнение по данному вопросу стучитесь в личку, а здесь на сем закончем. ОК?

    Теперь по сути вопоса. Вот мы и пришли к корню проблемы...



    Честно я не очень поняла, как Вы считаете, философия - это карта или путь? А если путь, то куда и как по нему идти? И если техника посох, то значит можно без нее обойтись, так получается?



    Сказать честно, это из моего личного опыта, может у большинства это не так, утверждать не стану... Атмосфера на татами сильно отличается (особенно на первой тренеровки) от атмосферы обыденной жизни (далее втягиваешься и уже не замечаешь). И когда новичку начинают сразу же рассказывать про любовь, то это часто вводит его в заблуждение, из кторого выйти бывает довольно сложно... От того и вопросы, Айкидо - это танец или физкультура

    В том-то и отличие, что я не согласна воспринимать философию, а тем более Ваш пост, как аксиому и строить на этом свое понимае. Я хочу сначало осознать что мне предлагают, а потом согласиться с этим или нет

    В двух словах расскажите, пожалуйста, Ваше мнение о том что вложил О-сенсей, но пожалуйста буквально в двух словах, на уровне: только философия, только мордобой, только танцы и т.д.<



    То есть получается, что если приписать в философию айкидо вот такую фразу: "Если агрессия не будет иметь ни конца, ни края, то победу надо будет одержать любой ценой", то это уже будет не айкидо, а айки-дзюцу? И айкидо заканчивается на болевом приеме?
    Я думаю, если даже истинный ценитель философии айкидо (владеющий техникой) будет решать вопрос, что надо сделать: спасти свою жизнь или до конца быть верным философии, то выбирет первое и все таки сломает уке руку (ну не возможно было по другому). Что тогда, надо будет срочно менять слово после N дан по ...?
     
  9. TopicStarter
    Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Тигр 04/11/2006 писала
    ОК.

    Тигр 31/10/2006 писала

    В контексте пути - это карта, в констекте посоха - путь, т.е. главное, определяющее.

    Тигр 31/10/2006 писала

    Ответы на эти вопросы и дает философия Айкидо. Если коротко - от гармонизации себя и своего окружения к гармонизации общества,"чтобы создать мир истинного счастья, мир без конфликтов и войн".

    Тигр 31/10/2006 писала
    Именно так и считал М.Уэсиба.
    Тигр 31/10/2006 писала

    Так никто и не торопит.

    Тигр 31/10/2006 писала
    В двух словах, как мне кажется, не только невозможно, но и вредно. Это, на мой взгляд, то же, что нарисовать портрет двумя линиями. Чем меньше линий, тем меньше он похож на оригинал. Мое собщение от 11:19 25/10/2006 - это пока тот минимум-миниморум, на который я способен.

    Тигр 31/10/2006 писала

    Если понимать эти изречения М.Уэсибы буквально, то, очевидно, да.


    Тигр 31/10/2006 писала


    Айкидо заканчивается, когда агрессивные (Ян) намерения и действия укэ будут скомпенсированы (сгармонизированы) миролюбивыми (Инь) намерениями и действиями нагэ не меньшей интенсивности. О-Сенсей считал, что совсем необязательно доводить конфликт до физического контакта.

    Попробую объяснить это "математически". Если предположить, что Ян намерения и действия являются величиной положительной, а Инь - отрицательной (безотносительно этических норм, а, просто, чтобы
    показать их противоположность), то условие окончания конфликта (айкидо) можно записать в виде
    +Ян + (-Инь) = 0 или Ян = Инь.
    если учесть, что конфликт разрешается не одномоментно, а представляет собой некий процесс, и Ян в течении этого процесса, (практически всегда, если это Айкидо) может только понижаться, то, чем больше Инь (миролюбивые намерения и действия), тем на более ранней стадии конфликта выполнится это условие (закончится айкидо).

    Тигр 31/10/2006 писала

    Вы предполагаете крайне эстремальный случай и невысокий уровень владения техниками, вероятность которого мала, если таких ситуаций сознательно и целенаправленно избегать.
    Я с трудом представляю себе ситуацию, в которой существует острая необходимость укэ, находящемуся под контролем (нагэ владеет техниками), сломать руку, разве только нагэ очень спешит по неотложному делу.

    Можно, ведь, (в крайнем случае, если агрессивность остается) связать укэ,
    запереть где-то, вызвать милицию, в конце-концов, сохранив, таким образом, верность философии и быть уверенным в том, что укэ не потащит Вас в суд и Вам не прийдется возмещать ему моральный и материальный ущерб или отбывать наказание за превышение пределов необходимой обороны (что Вы защищались, надо будет еще доказать).

    Другое дело, что такое поведение нагэ требует определенных моральных качеств и высокого уровня владения техниками, которые, по мнению М.Уэсибы, и должны вырабатываться в процессе занятий айкидо.
     
  10. TopicStarter
    Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Поздравляю всех участников и гостей форума, ощущающих себя причастными к Айкидо, с днем рождения О-Сенсея М.Уэсибы!

    Сегодня, в день рождения О-Сенсея, хотелось бы, чтобы все еще раз вспомнили о нем и отдали ему дань уважения за то. что он для нас создал. По этому поводу хочу высказать свое мнение по одному из аспектов обсуждаемой темы - "Айкидо и восточная философия". Сразу хочу оговориться, что речь
    пойдет не о восточной философии вообще, а скорее, о тех ее положениях, которые имеют непосредственное отношение к Айкидо. На мой взгляд, эта связь очевидна, так как все три понятия ("Ай", "Ки", "До"), входящие в понятие "Айкидо", являются, одновременно, и понятиями восточной философии.

    Ки. Это понятие проникло в Японию из Китая еще в первом тысячелетии и с тех пор достаточно существенно трансформировалось и эволюционировало.Современное понимание Ки, на мой взгляд, можно разделить на понимание Ки в широком смысле - т.н. универсальная Ки , и на понимание в узком смысле (применительно к человеку)- индивидуальная Ки.
    Универсальная Ки - первооснова и первопричина всего сущего, движущая сила всех процессов и явлений во Вселенной. О-Сенсей считал

    К.Тохей, ученик О-Сенсея, (10 дан айкидо Айкикай), основатель Ки-айкидо, изложил эту мысль в книге "что такое Айкидо?" более подробно

    По поводу индивидуальной Ки К.Тохей писал (там же)

    В процессе активной жизнедеятельности человек расходует свою жизненную энергию (индивидуальную Ки). Ее восстановление происходит как за счет материальной Ки (пищи, дыхания), так и за счет постоянной циркуляции в энергетической системе (чакры и меридианы) человека неисчерпаемой Ки (жизненной силы) Вселенной. Если все составляющие Ки циркулируют равномерно и плавно, человек чувствует себя здоровым, бодрым и сильным. Если (по каким-то причинам) Ки циркулирует неравномерно (некоторые составляющие быстрее, а другие - медленнее) или замедляется, человек ощущает дискомфорт или заболевает. В таких случаях врачи восточной медицины выравнивают (балансируют, гармонизируют) и ускоряют движение Ки человека и он выздоравливает.Если движение Ки прекращается, человек умирает.Таким образом, индивидуальная Ки - это часть универсальной Ки, представляющая собой физическую Ки (тело) и циркулирующую в нем жизненную силу (энергию), обеспечивающую функционирование его физической, эмоциональной, психической и духовной сфер. Применительно к Айкидо, под Ки понимают лишь циркулирующую жизненную силу (энергию).

    М.Уэсиба в своих мемуарах писал
    т.е. М.Уэсиба в слове "Айкидо" использовал из множества значений иероглифа "Ай" значение "гармония". "Гармония" в восточной философии - основной закон и основное условие существования Вселенной и жизни на Земле, то состояние динамического равновесия, в которое она пришла в за время своего существования в результате взаимодействия составляющих Ки - Пяти Первоэлементов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода) или соответствующих им 6 Ки (Ветер, Тепло (Жар), Влажность, Сухость, Холод) в соответствии с законами взаимодействия Пяти Первоэлементов (6 Ки) и Инь - Ян.

    О-Сенсей также писал
    т.е. он полагал, что большинство людей не находятся в гармонии и в согласии со Вселенной и что занимающимся Айкидо следует стремиться к гармонии со Вселенной. Для большинства людей (в том числе, и айкидок), незнакомых хотя бы с основами восточной философии, это положение кажется слишком абстрактным, непонятным (недоступным пониманию), почему и отторгается (игнорируется). Но как и зачем достигать гармонии со Вселенной? Ответ на этот вопрос достаточно прост.
    Восточная философия исходит из того, что Вселенная (универсальная Ки) находится в достаточно высокой степени гармонии: светят звезды и Солнце, небесные тела упорядоченно вращаются по своим орбитам, времена года регулярно сменяют друг друга, Земля равномерно вращается вокруг своей оси, после ночи всегда наступает день, после прилива всегда наступает отлив, и т.п. Человек(индивидуальная Ки), а также сообщества людей (семья,
    коллектив, партия, народ, адепты религий, страна, раса и т.п), вследствие влияния различных факторов (Ки)физического и духовного плана, весьма далеки от состояния гармонии. М.Уэсиба писал

    т.е он полагал, что причина зла и беспорядка в мире - дисгармония индивидуальных Ки людей и их сообществ по отношению друг к другу и к универсальной Ки (Вселенной). Следовательно, если сделать людей гармоничными (сделать соотношение составляющих их индивидуальных Ки тождественным соотношению составляющих универсальной Ки Вселенной)
    со Вселенной, то они будут гармоничными и по отношению друг к другу, между ними не будет неразрешимых противоречий, вражды, а, значит, исчезнут конфликты, войны и связанные с ними страдания. Когда мужчина (Ян) встречается с женщиной (Инь) и их индивидуальные Ки дополняют друг друга до состояния гармонии, между ними возникает Любовь. Аналогично, если человек приходит в состояние гармонии со
    Вселенной, у него возникает Любовь к Вселенной, к всему сущему (Земле, ее природе, ко всем людям).

    Вот как описывал М.Уэсиба чувства, возникшие у него в один из таких моментов

    т.е. чувство всеобщей любви неразрывно связано с состоянием гармонии. Поэтому О-Сенсей и объединил эти два понятия в понятии "Ай" в слове "Айкидо"

    Умирая, О-Сенсей завещал

    т.е цель Айкидо - предотвращение самоуничтожения человечества, мирное разрешение конфликтов (как личных, так и общественных), создание условий для гармоничного развития личности и прогресса человечества.
    Но как, по мнению М.Уэсибы, можно достичь этой цели? Он писал


    т.е. для достижения цели Айкидо надо совершенствовать
    (гармонизировать) себя, занимаясь БИ айкидо (с маленькой буквы), а затем (в меру сил и возможностей) гармонизировать свое окружение (семью, коллектив и т.д.).
    Какие же принципы лежат в основе БИ айкидо? М.Уэсиба (в интервью и на лекциях) говорил

    т.е. в основе принципов айкидо лежат законы Вселенной, ее основной закон - закон Гармонии, законы взаимодействия Пяти Первоэлементов и Инь-Ян. С точки зрения восточной философии конфликты, поединки, причинение увечий и страданий являются факторами, существенно нарушающие гармонию человека и, в конечном счете, Вселенной, и, тем самым, противоречащими ее законам. Очевидно, что для соблюдения закона Гармонии нарушение гармонии (дисгармония) должно быть минимальным, т.е. конфликты должны разрешаться мирным путем, не допуская их развития и разрушительных последствий. Понимая это, М.Уэсиба писал

    На основании этих цитат, а также вышеприведенных цитат, содержащих цель Айкидо, я делаю вывод, что основным духовным принципом Айкидо (и БИ айкидо) является ГУМАНИЗМ (от латинского humanus - человечный).

    В техническом плане БИ айкидо также должно соответствовать законам Вселенной и самым подходящим, на мой взгляд, принципом, отражающим это соответствие, является РАЦИОНАЛИЗМ (от латинского ratio-разум).

    Исходя из этих принципов, цель БИ айкидо должна заключаться в укрощении агрессии нападающего и прекращении поединка максимально гуманным и рациональным способом. При этом принцип гуманизма, как принцип более высокого уровня, должен иметь приоритет. Но как можно укротить агрессию противника, не навредив ему?

    При поиске ответа на этот вопрос М.Уэсиба, очевидно, использовал закон Инь-Ян. Так, у человека стоящего, по отношению к человеку лежачему, больше Ян и наоборот, у человека лежачего, по отношению к человеку стоящему, больше Инь. Движение - Ян, неподвижность - Инь; спина - Ян, живот - Инь; кратковременно - Ян, продолжительно - Инь. Следовательно, если перевести противника в положение лежа неподвижно животом на земле максимально иньское состояние) и удерживать его в этом состоянии достаточно продолжительное время, да если еще при этом и убеждать в бессмысленности его действий, то (за счет распространения влияния физического Инь (положения тела) на эмоциональную и психическую сферы) можно укротить (скомпенсировать, сгармонизировать) как угодно высокий уровень агрессии (Ян).
    Следовательно, конкретной целью применения техник айкидо является перевод противника (укэ) в более иньское состояние.

    Какими же должны быть техники айкидо, чтобы соответствовать принципу гуманизма?
    При разработке базовых техник (кихона) айкидо М.Уэсиба использовал техники айки-дзюцу и дзю-дзюцу. Доказательством тому - одинаковые или сходные названия техник у этих БИ. Для приведения в соответствие с принципом гуманизма он исключил из них травмоопасные атакующие и удушающие техники, разрушающие удары, жесткие блоки, подножки,
    подсечки, изгибы в неестественных направлениях и т.п., применил принцип кругового движения, что позволило более гуманно (по сравнению с бросковыми техниками) переводить укэ в более иньское состояние.

    К.Тохей, характеризуя эти изменения, писал
    М.Уэсиба считал
    т.е. атака и атакующие техники противоречат духу Айкидо. Поэтому айкидока никогда не должен нападать первым или провоцировать атаку. Это также исключает ошибки, т.е. применение техник Айкидо к случайным людам, не помышлявшим о нападении или не имевшим злого умысла.

    Любое применение силы, любые энергозатраты нарушают закон Гармонии, поэтому все поцессы во Вселенной идут по пути минимальных энергозатрат (минимального сопротивления). Имннно так текут реки и электрический ток, вулканы извергаются именно в тех местах, где прочность земной коры минимальна, потому что, с точки зрения Природы, это наиболее рационально. Очевидно, что техники айкидо также должны соответствовать принципу рационализма, т.е. должны выполняться с минимальными затратами силы (энергии). Самый очевидный способ экономии сил - совершать только минимально необходимое количество движений минимальной продолжительности. На сами движения должно тратиться минимальное количество энергии, т.е. центр тяжести должен переноситься на минимально необходимое расстояние, его вертикальные колебания должны быть минимальными (движения должны быть скользящими). Стойка нагэ также должна быть минимально энергозатратной (максимально расслабленой),
    естественной (шизентай). Вряд ли этому требованию соответствует классическая стойка айкидо с вынесенными вперед руками.

    С позиции рационализма становятся понятными слова М.Уэсибы
    Очевидно, что атакующие техники требуют больших энергозатрат и в айкидо неприемлемы. Упреждающие действия нагэ по блокированию начинающейся атаки также противоречат этим утверждениям О-Сенсея, так как, по сути, ничем не отличаются от атаки. В этом же ряду стоят и другие определения и указания О-Сенсея


    т.е. сопротивление нагэ атакам укэ при выполнении техник айкидо должно должно быть минимальным. В доказательство того, что это возможно, приведу отрывок из автобиографии К.Тохея, в котором он описывает свои впечатления от первой встречи с О-Сенсеем

    Основатель в одном из интервью сказал

    Эта мысль О-Сенсея чрезвычайно рациональна, так как позволяет нагэ достичь цели (перевести укэ в более иньское состояние) с использованием силы противника, т.е. с минимальной затратой собственных сил. Справедливо, на мой взгляд, и обратное утверждение: чем меньшую силу прикладывает противник, тем тяжелее нам. Из этого утверждения следует, что нерационально (не следует)применять техники айкидо, даже на тренировках, если укэ не применяет силу (не атакует). Выполнение техник айкидо из статического положения неизбежно вырабатывает навык применения излишней силы. И, тем более, нерациональны техники, провоцирующие укэ на применение силы. Возможно, без провокации он бы ее вообще не применял.

    М.Уэсиба писал
    тем самым он подчеркивал особую важность концентрации силы нагэ - приложение к укэ в оптимальный момент, синхронно (одновременно), в оптимальном направлении созданной нагэ кинетической силы, представляющей собой сумму коллинеарных (одинаково направленных) кинетических сил, создаваемых движением его рук, плеч, бедер, ног, корпуса (центра тяжести). Именно таким способом нагэ, обладающий незначительной силой, может создать перевес в силе в оптимальный момент в оптимальном направлении и достичь своей цели (перевести превосходящего по силе укэ в более иньское состояние).

    Важным условием соответствия техник принципу рационализма является эффективное использование силы нагэ. Известно, что если человека вывести из равновесия, то сигналы из органов вестибулярного аппарата поступают в мозг, благо он находится рядом, и он, в свою очередь, рефлекторно выдает команды на восстановление равновесия. При этом другие потребности организма в значительной степени игнорируются. В этом состоянии можно управлять телом укэ с минимальной затратой сил. Поэтому техники айкидо должны быть направлены, в первую очередь, на выведение укэ из равновесия и удержания его в этом состоянии до их завершения (броска, удержания). Если нагэ вынужден перемещатся, то кинетическая энергия перемещений также должна использоваться для этих целей.

    Хотя М.Уэсиба разработал достаточно много техник айкидо, он не считал, что разработанных им техник достаточно и что они единственно правильные и единственно возможные, и надеялся на их дальнейшее творческое развитие и совершенствование.

    Он писал

    Того же мнения был сын и наследник М.Уэсибы и, до недавних пор, Ведущий Учитель (doshu) К.Уэсиба


    И уж совсем определенно высказался ученик О-Сенсея М.Саотомэ в книге "Принципы айкидо"

    т.е. любые техники (традиционные, позаимствованные из других БИ или разработанные самостоятельно) могут быть отнесены к айкидо при условии их соответствия целям и принципам айкидо. И в то же время, даже техники, традиционно применяемые в айкидо, выполнение которых не соответствует целям и принципам, не могут считаться техниками айкидо.
    Техники являются реализацией понимания Айкидо, кто как понимает айкидо, такие у него и техники.

    Фактически, айкидо, завещанное нам О-Сенсеем, это не техники (как принято считать), а принципы, лежащие в его основе.

    Очевидно, что вышеизложенные принципы (гуманизм и рационализм с приоритетом гуманизма) должны лежать и в основе тактики айкидо. Тактика, на мой взгляд - белое пятно в айкидо. Ни в доступной литературе, ни в Интернете изложения этого вопроса в прямой постановке мне найти не удалось. На мой взгляд, это связано с существующей неопределенностью трактовки принципов и целей айкидо. Наиболее близко к этой теме высказывание М.Уэсибы

    из которого можно сделать вывод, что тактику (в данном контексте она же стратегия) еще предстоит разработать и она должна быть максимально разнообразной. Поэтому мое представление о тактике айкидо сложилось на основаниии принципов и цели айкидо, собственного опыта и информации, имеющей, на мой взгляд, отношение к тактике - нескольких случаев из жизни Основателя и нескольких его изречений. Вот как описывал один из этих случаев К.Уэсиба в книге "Дух айкидо"



    К тому же, в 1977 году в США (в России - в 1999) вышла книга ученика М.Уэсибы Т.Добсона "Айкидо в повседневной жизни", в которой были изложены основы "психологического айкидо" - технологии разрешения конфликтных ситуаций на духовном уровне.

    Исходя из вышеизложенного, я пришел к выводу, что тактика, соответствующая принципам (гуманизма и рационализма с приоритетом гуманизма) и целям (укрощение агрессии) айкидо должна заключаться в пережающем (по отношению к нагэ) постепенном снижении уровня жизненных сил (Ки, ее агрессивных (Ян) составляющих) укэ на физическом, эмоциональном и психическом уровнях до тех пор, пока его агрессия не иссякнет.

    Для агрессора характерны следующие качества и действия: агрессия, атака, ненависть, злость, сила, напряжение, возбуждение, разрушение т.п. Все эти понятия восточная философия относит к категории Ян. Для гармонизации (укрощениия агрессии) противника в соответствии с законом Инь-Ян его качесвам и действиям следует противопоставить
    противоположные (Инь) качества и действия: агрессии - миролюбие, атаке - отсутствие атаки, ненависти - любовь, злости -доброту, силе - отсутствие силы (несопротивление), напряжению - расслабление, возбуждению - спокойствие, разрушению - сохранение и т.д. соизмеримого уровня. Из этих соображений тактика разрешения конфликта (в общем
    случае, для одного укэ), на мой взгляд, должна быть следующей.

    Конфликт начинается с момента проявления существенной агрессии (угрозы) со стороны укэ по отношению к нагэ или другим людям (на несущественные проявления агрессии, не представляющие опасности, нагэ, по мнению М.Уэсибы, вообще не должен реагировать). В некоторых случаях (при незначительном уровне агрессии укэ) спокойствие, уверенность и вы
    держка (инь качества) наге могут скомпенсировать агрессию (Ян) укэ и конфликт прекратится.
    Если укэ продолжает проявлять агрессию, нагэ следует вербально (на словах) попытаться убедить укэ, используя методы психологического айкидо (не повышая уровень агрессии укэ), в бессмысленности (нерациональности) его действий (и продолжать делать это до завершения конфликта). В ряде случаев на этом конфликт может закончиться. Если
    агрессивность укэ начинает проявляться и на физическом уровне (пытается ударить и т.п.), то нагэ следует, используя техники ухода с линии атаки и сохранения оптимальной дистанции (ма-ай), избегать физического контакта с укэ. Действительно, неразумно (нерационально) вступать в физический контакт с неизвестным физически превосходящим и полным сил укэ. Уклонение от физического контакта в течение некоторого времени позволит нагэ "раскрыть" укэ, т.е. определить его стиль, уровень подготовки, эмоциональное и психическое состояние и скорректировать свою тактику. Атакующие действия укэ требуют гораздо большей затраты сил (энергии), чем действия нагэ по уклонению и сохранению ма-ай. Со временем атаки укэ станут менее быстрыми и более затянутыми, что облегчает нагэ выбор оптимального момента применения других техник.

    К тому же, у укэ к несопротивляющемуся нагэ возникает совершенно другое (психологическое) отношение (уровень агрессии укэ не повышается), чем к сопротивляющемуся. Если нагэ, проанализировав ситуацию, убедится в значительном превосходстве укэ (в силе, технике, вооружении), то нагэ может покинуть поле боя (убежать), вооружиться чем-либо (для защиты) или обратиться за помощью. Такой его поступок
    вполне соответствует принципам и целям айкидо, так как
    предотвращает увеличение дисгармонии (травмирование (гибель) нагэ и ответственность за это укэ). В случае, если нагэ принял решение продолжать защищаться или уклонение от физического контакта и сохранение ма-ай по объективным причинам не представляется возможным, ему следует, выбрав удобный момент, применить к укэ соответствующую ситуации технику айкидо, завершающуюся броском. При этом следует учитывать уровень подготовки укэ (способность страховаться), так как применение бросковых техник к неподготовленному укэ может его травмировать. Если укэ применяет нестандартные (для айкидо) ударные или
    борцовские техники (удары ногами, проход в ноги и т.п.), нагэ не следует применять техники айкидо, а следует уклоняться и восстанавливать ма-ай. Атакующие действия и подъем после броска требуют значительных энергетических затрат, уровнь жизненных сил укэ будет быстро понижаться и он может прекратить агрессивные действия. Если и после
    этого укэ продолжает атаковать, то нагэ следует применить технику, завершающуюся удержанием укэ в максимально иньском состоянии (лежа неподвижно животом на земле). При этом причинять боль укэ следует только в качестве реакции на его попытки освободиться. Нагэ прекращает удержание после того, как укэ даст обещание прекратить агрессивные
    действия. Если укэ не выполнит своего обещания, к нему опять применяются техники, завершающиеся удержанием. Очевидно, что подобная тактика не совсем рациональна. Но причина тому - приоритет принципа гуманизма.
    Очевидно, что вышеизложенное понимание философии Айкидо, БИ айкидо, принципов и целей, техники и тактики определяет и методику их изучения. В общем случае, она, на мой взгляд, должна быть примерно следующей.
    Начинающих айкидок следует, в первую очередь, ознакомить с основами восточной философии, с содержанием философии Айкидо, с ее целями и принципами, с методиками психологического айкидо и постоянно углублять эти знания в процессе обучения. В техническом плане изучение айкидо
    должно начинаться с изучения техник передвижений, уклонений и сохранения оптимальной дистанции (ма-ай). Причем, "ма-ай" должна рассматриваться не только в физическом, но и в эмоциональном и психическом аспектах - как минимальная дистанция, на которой нагэ не опасается укэ, так как уверен, что может адекватно отреагировать на любую его атаку. Если нагэ будет плохо владеть этими техниками, то он, в случае конфликтной ситуации, уже в первый момент будет смят укэ, владеющим ударной или борцовской техникой и его, пусть даже совершенные навыки владения другими техниками айкидо, уже не пригодятся. И наоборот, если нагэ хорошо владеет техниками уклонения и поддержания ма-ай и хуже другими техниками, то у него есть неплохие шансы достойно (без поражения) разрешить конфликт.
    На следующем этапе обучения следует изучить техники страховки.
    Изучение базовых техник айкидо должно производиться при постоянном контроле (как самим айкидокой, так и тренером) соответствия их исполнения принципам (гуманизма и рационализма с приоритетом гуманизма) и целям (приведение укэ в более иньское состояние) айкидо, т.е. тому, что отличает их от аналогичных техник других БИ. В исходном состоянии укэ и нагэ всегда должны находиться на оптимальной дистанции. Техники должны применяться только к (пусть даже межленно) атакующему укэ (если укэ ускоренно
    перемещается в направлении наге с агрессивными намерениями) и только в случае, если нагэ считает свое положение и положение укэ благоприятным для применения техник. В противном случае следует уклониться от атаки и восстановить ма-ай.
    Техники работы с оружием могут изучаться в той мере, в которой они не противоречат принципу гуманизма, т.е. целью их применения должна быть защита нагэ путем обезоруживания укэ и приведении его в более иньское состояние без нанесения повреждений.
    Техники контактных атэми, на мой взгляд, в айкидо вообще не должны изучаться и применяться, так как их применение противоречит принципам и целям айкидо:
    - атэми являются атакующими действиями;
    - в процессе поединка трудно дозировать силу атэми и наносить их точно, что может привести к травмам и страданиям укэ;
    - у разных людей разная чувствительность к атэми, на атэми одинаковой силы один может не реагировать, другого они могут шокировать;
    - применение атэми компенсирует ошибки айкидоки при исполнении техник айкидо и тем самым препятствует совершенствованию его мастерства;
    - применение атэми нарушает (тормозит) нормальный ход атаки укэ и использование его силы нагэ, что вынуждает нагэ для завершения техники применять избыточную силу.
    Повышение уровня физической подготовки айкидоки должно происходить естественно, в процессе занятий айкидо, без применения специальных снарядов и упражнений. Форсированная "накачка физухи" приводит к дисбалансу индивидуальной Ки человека (избытку энергии Ветра),
    результатом чего являются не только изменения на уровне физического тела (рост мышечной массы), но и изменения на уровне эмоций и психики, т.е. у человека в процессе такой "накачки" неизбежно (так как дисбаланс Ки распространяется на все уровни) вырабатываются (в той или иной мере, в зависимости от исходной конституции) качества, адекватные данному виду и уровню дисбаланса. К сожалению, и не самые лучшие, среди которых агрессивнось, высокомерие, нетерпимость, неуважение (презрение) к людям, чей уровень
    физической подготовки ниже, стремление к разрешению конфликтов силовым путем и т.п. Это в корне противоречит целям Айкидо (гармонизации Ки человека). Кроме того, наличие избыточной физической силы вызывает соблазн использовать ее для компенсации ошибок при выполнении техник айкидо.
    Вот такое, вкратце, мое представление об Айкидо и его связи с восточной философией, изложенное в форме, доступной для начинающих.
    Я вполне осознаю, что подобное мнение об Айкидо, не смотря на то, что оно осоновано на трудах О-Сенсея, его наследников и учеников (что подтверждено множеством цитат), не найдет понимания у большинства русскоязычных айкидок. Но, как оказывается, проблемы с пониманием Айкидо М.Уэсибы, существуют не только у нас. По этому поводу К.Уэсиба писал

    И эти опасения, на мой взгляд, со временем становятся все более и более обоснованными. Как мне кажется, К.Уэсиба нашел и причину сложившейся ситуации

    т.е. к айкидо в корне отличается от других БИ, и причина его непонимания в том, что его пытаются понять и оценить на основании догм и стереотипов (по меркам) других БИ.

    Мне могут возразить, что со временем понимание Айкидо изменилось. Отнюдь.
    Вот выдержка из письма Айкикай Хомбу Додзе в ФААР от 10.04.03, в котором выражена его официальная позиция


    Созданный недавно (18.06.2005г.) Национальный Совет Айкидо России (НСАР), объединивший крупнейшие федерации айкидо, помнит заветы Основателя, что подтверждают выдержки из материалов сайта НСАР, отражающие, надо полагать, его официальную позицию

    Остается надеятся, что эти слова не останутся только формальной декларацией приверженности учению М.Уэсибы, но и найдут отражение в практической деятельности НСАР.
     
  11. Danatas

    Danatas ? 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    11.09.05
    Сообщения:
    1.070
    Симпатии:
    3
    Род занятий:
    Engineer
    Город:
    Newry
    Страна:
    Northern Ireland
    Фамилия и Имя:
    Olegas Gajosinskas
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Айки-до - это лекарство для больного мира...мира а не людей. Беда в том, что некоторые люди отождествляют себя в миром.
     
  12. Len

    Len 大名 - だいみょう

    Регистрация:
    06.08.04
    Сообщения:
    1.023
    Симпатии:
    0
    Город:
    Сидней
    Страна:
    Australia
    Фамилия и Имя:
    Len
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Muaddib грозился нас всех... размодерировать. Почему бы ему не попрактиковаться на этом... эссе? :)
     
  13. Ostara

    Ostara 武士 - ぶし

    Регистрация:
    21.01.04
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Работаю
    Город:
    Жырафия. Москва
    Страна:
    Yugoslavia
    Фамилия и Имя:
    Остар Остаровичь Остаров
    Вид БИ:
    Другое
    Re: И Что же такое Айкидо?

    Можно ли говорить о том, что айкидо умерло вместе с М.Уешибой? Так, как работал он, больше никто не работает.
     
  14. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Re:. Что такое Айкидо?

    А зачем? Чтобы на нём практиковаться, его нужно хотя бы прочитать. Не в моих силах, к сожалению. Но если встречу там слова "камасутра" и иже с ними (как у некоторых). (Любовно поглаживает виртуальное ружжо).
     
  15. Yolka_76

    Yolka_76 行人 - こうじん

    Регистрация:
    19.02.06
    Сообщения:
    69
    Симпатии:
    0
    Город:
    Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Ёлка
    Вид БИ:
    Айкидо
    Re:. Что такое Айкидо?

    Елки-палки! Это ж надо ТАК!!!
    Фундаментальный труд.. Что-то типа комментария к уголовному кодексу...

    Преклоняюсь перед способностями человека.....
     
  16. Vadim

    Vadim 施政 - しせい

    Регистрация:
    02.02.03
    Сообщения:
    343
    Симпатии:
    3
    Род занятий:
    Инструктор айкидо
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Прохореня Вадим
    Вид БИ:
    Айкидо
    Все!
    Баста...
     
Статус темы:
Закрыта.