1. В связи с частыми проблемами связанными с нагрузкой на сервер, форум был переведен на новый движок.
    Было произведено конвертирование основной базы данных тем и сообщений. Что то не удалось сохранить.

    Если вы видите какие то ошибки в отображении или испытываете проблемы любого рода - свяжитесь с админом любым способом. Для связи можно воспользоваться контактами с основного сайта.

    Настройки форума будут длиться еще некоторое время

Захваты за запястья или с какой сторон подойти к фехтовальщику

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем Christof, 28 май 2007.

  1. TopicStarter
    Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Не нова идея о том, что захваты за запястья в айкидо произошли от попытки удержать фехтовальщика от выхватывания меча. Но насколько захваты за запястье сейчас похожи на попытки остановить выхватывание меча?
    Я буду ориентироваться на фехтовальщика с двумя мечами за поясом, дальше станет ясно почему. Фехтовальщик, который вынул меч из ножен и расположил перед собой, для безоружного фактически смертельный вариант. Поэтому атаковать фехтовальщика начинали до того как он вынул меч. Тут тоже вариантов два: фехтовальщик «проспал» начало атаки и не успел взяться за рукоять. Тогда меч хватают за рукоять и вытягивают из ножен. Вообщем отбирают наглым образом. Но так как настолько сонные бойцы долго не живут, то чаще случался второй вариант. Фехтовальщик успевал взяться за ножны и за рукоятку меча, и готов уже его выхватить. Поэтому его хватали за руку в районе запястья и старались не дать выхватить меч, заталкивая его назад в ножны. При этом свободная рука хватала короткий меч и им колола в пузо. Если захват делался одноименный (из ай-ханми), то легче было вынуть чужой короткий меч поверх рук и колоть им. Если захват делался разноименный (из гъяку-ханми), то удобнее было вытащить свой короткий меч или ножичек из-за пояса. Фехтовальщику вытащить длинный меч только силой одной руки против силы веса противника достаточно проблемно. Поэтому был придуман хитрый, но достаточно простой прием. Если меч нельзя вынуть вперед, то можно стащить ножны назад, что и делалось. Фехтовальщик отходил чуть назад, наклоняя немного корпус вперед и вынимал меч. После этого делал кистевой рез по ребрам или по поясу. Движение это называется «сая-бики» - «стягивание ножен» - и оно до сих пор живет в иайдо. Пример сая-бики
    Теперь посмотрим как это все реализуется в техниках без оружия. Прежде всего положение рук тори в базовой технике немного дальше от тела. Оно и понятно – нет меча, нечего выхватывать, значит и смысла нет поджимать руки к себе. Зона, которую прикрывают руки в таком случае больше, что для безоружного боя важно. По работе укэ иногда возникают вопросы. Нет смысла не крепко брать руку – она элементарно сбивалась бы ударом по ней рукоятью меча. Точно так же она срывается, временами даже обычным рывком в сторону (про вырывание руки через большой палец я вообще молчу). Иногда обладатели крепких рук любят демонстрировать свою силу крепко сжимая запястье, но не двигая его ни в какую сторону. Что всего-то триста лет назад «лечилось» именно с помощью «сая-бики» - один раз и надолго. Для укэ еще остается вариант наглого вытаскивания меча из-за пояса на себя и аналогичное ему тянущее на себя движение. И это движение - весьма хорошее начало атаки. Тянущее движение как начало атаки по ногам и перехода на болевой.Но желательно при этом чтобы руки были «по швам», а не в положении готовности. Обратимся все к той же аналогии с фехтовальщиком. Когда обе руки уже держат меч, то укэ, вытягивая меч на себя, может получить удар торцом рукоятки в лицо или в корпус.
    Теперь посмотрим на риотэ-дори. Это был способ противодействовать фехтовальщику и не дать ему стянуть ножны. Атака начиналась с захвата ножен и потом хватали за руку на рукоятке. Если делать наоборот, то можно не дотянуться, когда фехтовальщик начнет стягивать ножны. Сам по себе риотэ-дори немного мешает нападать самому атакующему. Поэтому я думаю, что риотэ-дори использовался для обезоруживания таким образом: один нападающий хватал за руки спереди, не давая возможности воспользоваться мечем, а второй перехватывал руки сзади в районе локтя и связывал. После этого фехтовальщика можно было конвоировать. Если же захват брался со спины (уширо риотэ-дори), то пока один нападающий держал руки, второй без труда отбирал мечи. Без оружия нет необходимости тянуться и хватать ножны. К тому же можно получить удар с ближней руки. Поэтому скорее хватать будут руку, которая поближе. Руки в базовой технике все так же немного более удалены от тела, чем при выхватывании меча.
    Представим теперь ситуацию, что атакующий хватает за руку (или за обе), давит вперед и не дает вынуть из ножен меч. Вот тут и пригодится фехтовальщику тэнкан. Делая его можно попасть или за спину (ура) или остаться перед лицом оппонента (омотэ). В первом случае как освобождение от захвата показано никке, а во втором – ирими-нагэ.
     



  2. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Будучи не сильно умелым айкидокой, но уже прилично поработав в жёсткой статике на кихон по рецепту Ивама-рю, я сцепился с боксёром. Так я с перепугу так вцепился ему в руки (а какой захват бывает после статики я думаю присутствующие представляют), что он просто не мог их выдрать. Правда делал он это не сильно умело, явно захват был в новинку. Как он ни выдирал руки, я бодро скакал за ним и совершенно их не отдавал, даже в довольно неудобных позициях. Вот так я и не получил по физиономии.
    Так что захват штука хорошая и полезная, особенно крепкий. Не умеешь ловить удары, так просто вцепись в руку, а дальше выдумывай чего-нибудь. Позиция уже более менее привычная.