1. В связи с частыми проблемами связанными с нагрузкой на сервер, форум был переведен на новый движок.
    Было произведено конвертирование основной базы данных тем и сообщений. Что то не удалось сохранить.

    Если вы видите какие то ошибки в отображении или испытываете проблемы любого рода - свяжитесь с админом любым способом. Для связи можно воспользоваться контактами с основного сайта.

    Настройки форума будут длиться еще некоторое время

Вариации названий техник

Тема в разделе "АйкидоFAQ", создана пользователем Shinzui, 4 дек 2008.

  1. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Всем привет. Так как я не нашёл есть ли подобная тема на этом форуме, то решил создать новую. Итак очень хочется узнать как могут называться одни и те же техники в разных стилях Айкидо.

    К примеру, в Айкикай иккё, а в Ёсинкан иккадзё.
    Или в Айкикай удэ-кими-нагэ, в Ивама-рю хидзи-кими-нагэ, а в Айкибудо (как я недавно узнал) вообще тенбим-нагэ.

    В общем тема вроде понятна и думаю будет особенна полезна начинающим, так как им очень сложно ориентироваться во всех вариантах названий техник.

    p/s ещё лично мне интересен вопрос что же за техника удэ-гарами ? Мне показывали две техники, которые имхо довольно сильно отличаются друг от друга и обе назывались удэ-гарами.

    Ещё вопрос: есть ли принципиальные отличия между дзюдзи-нагэ и дзюдзи-гарами, или это тоже варианты названия?
     



  2. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Техники в разных стилях могут и будут называться по-разному. Все просто - используются по смыслу близкие японские термины для обозначения одного и того же действия. Не претендуя на хоть какое-то базовое знание попробую на примерах. Желательно, конечно, чтобы и знающие японский язык высказались
    1. Удэ-кимэ-нагэ. Удэ - рука, кимэ - напрягать, нагэ - бросок
    2. Хидзи-кимэ-нагэ. Хидзи - локоть. Остальное теми же иероглифами пишется.
    3. Иккё. И - один(первый), кё - урок. Тут хотелось бы слышать комментарии от знающих язык.
    4. Иккадзё. Дзё - контроль. Остальное в тех же иероглифах.
    Если верить ученикам Уэсиба, то иккё и иккадзё немножечко отличаются по смыслу, т.к. цель иккё, как урока, научиться контролировать противника с первого момента атаки. А саму технику можно назвать еще и
    5. Удэ-осаэ. Осаэ - контроль.
    6. Удэ-дори. Дори - захват.
    Из рекомендаций молодежи в голову приходит только учить терминологию
    _http://usiba.ru/terms.php для начала сойдет
     
  3. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Christof, спасибо за ответ. Может быть вы знаете ещё какие-нибудь техники, которые называются по разному, чтобы мы могли не парится находя в просторах интернета новое название, помня, что всё новое - это хорошо забытое старое? :)
    Скорее всего так оно и есть, но легче от этого не особо становится. К примеру, что за слово "тенбим" я понятия не имею, хотя, изходя из вашего предположения, это должно обозначать, что-то схожее с "удэ кими". И таких примеров может быть много.
    НО хуже всего когда разные техники называются одинаково. Поэтому всё ещё остро стоит вопрос - Что такое удэ-гарами.
    Думаю что удэ-осаэ - это и есть название техники иккё, так сказать расшифровка метода, по которому нагэ должен действовать. Но так как контроли имеют для Айкидо особое значение, их выделили в отдельную группу и назвали "уроки".
    Раз вы затронули тему контролей, то сразу расшифрую их, чтобы далее мы могли их не трогать:
    иккё - иккадзё - удэ-осаэ
    никё - никадзё - котэ-маваси
    санкё - санкадзё - котэ-хинэри
    ёнкё - ёнкадзё - тэкуби-осаэ
    гокё - гокадзё - удэ-набаси

    И по некоторой информации есть ещё один контроль, который некоторые тоже называют "уроком" и зовут "рокё". Думаю это обозначение не официальное, хотя представители Айкикая и даже сам 3-й Досю частенько используют этот контроль при танто-дори. Другие известные мне названия:
    рокё - хидзи-осаэ - удэ-гатамэ - хидзи-кудаки

    какие ещё варианты названия техник вы знаете?
     
  4. Twin

    Twin 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.07.05
    Сообщения:
    479
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    web
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Наталья
    Вид БИ:
    Айкидо, Кобудо, Дзю дзюцу, Другое
    сокумен ирими нагэ - генкей кокю нагэ

    Уде кимэ нагэ - удэ хидзи ате (вообще то они разные по акценту исполнения - но рисунок весьма похож)

    В Дайто Рю иккадзё, никкадзё и прочие - названия разделов, а первая техника немного схожая с икке омотэ - иппон дори, техника схожая с икке ура - гяку удэ дори.

    Мне тоже показывали удэ гарами в двух видах - удэ-гарами нагэ - бросок с замком и удэ-гарами осаэ - удержание с укладкой ... а вот почему они одинаково называются надо подумать ... и там и там воздействие идет через запертый локтевой сустав ... но это в общем-то не редкость ... может кто тут ответит?
     
  5. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Я попробую немного расширить
    иккё - иккадзё - удэ-осаэ: удэ - рука; осаэ - контроль
    никё - никадзё - котэ-маваси; котэ - запястье(букв. маленькая рука)
    санкё - санкадзё - котэ-хинэри; хинери(хинеру) - крутить
    ёнкё - ёнкадзё - тэкуби-осаэ; тэкуби - вариант "запястье"
    гокё - гокадзё - удэ-набаси; нобаси(нобасу) - растягивать
    Все тех. действия четко прописывают что именно делать надо. Почему я сторонник переводов оригинальных текстов.
    Я так думаю, что уроков выше пятого в айкидо официально нет. На практике прижилась техника хидзи-симэ и то по чьему-то недосмотру :)
    Кокью-нагэ называют все что не попадя.

    Добавлено через 6 минут
    На вкус и цвет. Как по мне расположению тушки относительно оппонента от иппон-дори не отличается.
    В айкидо показывали оба? У как интересно...

    Добавлено через 5 часов 22 минуты
    Обсуждение Дайто-рю ушло в отдельную ветку
     
    Последнее редактирование: 4 дек 2008
  6. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Ещё его иногда называют саю-нагэ, думаю от похожего на него упражнения из айки-тайсо, вроде саю-ундо называется.
    Насколько я знаю в хидзи атэ воздействие на локоть идёт иное, поэтому думаю эти техники можно отнести не к одинаковым, а к дружественным, на ряду, к примеру, с хидзи-дори, т.е. к хидзи-ваза.
    Именно. Только мне уточнений не давали, просто удэ-гарами называли. Но я для себя отнёс бросковый вариант к катамэ нагэ ваза, а другой к осаэ-ваза.
    Только дело всё в том, что локтевой сустав замыкается совершенно по-назному. В варианте осаэ, который так любят демонстрировать мастера Айкикая, рука замыкается таким образом, что сразу приводится в положение удержания на никё.
    В бросковом варианте, рука находится в положении, которое похоже на нечто среднее между сихо-нагэ и котэ-гаэси. Плюс этот вариант больше походит на дзюдоисткий удэ-гарами и положение руки и замком (котгда нагэ одной своей рукой берёт другую в замок).
    Именно. К примеру, вот варинат удэ-гарами как осаэ, показывает Ямада-сихан. Сотри на 0:40 сек
    _http://ru.youtube.com/watch?v=NmIuiuaREpk
    На одном из своих видео (которе я не нашёл на youtube) он называет эту технику удэ-гарами. Ещё многие сихны используют данный вариант.
    Бросковый вариант я видел на видео серии "Aikido In Training", насколько я понял, это представители Ивама-рю, хотя могу и ошибаться. Вариант который они показывали, тоже называется удэ-гарами.
    В общем, у меня возникла путаница и очень хотелось бы, чтоб знающие люди высказались.
    Как мне говорили кокю-нагэ - это любые броски в айкидо, конечно здесь подразумевается, что броски делаются с использование кокю-рёку. Те броски которые сейчас называются кокэ-нагэ, это в основном инертные броски, а так же броски которые не вошли в кихон и для них не было предложено названий.
    Насколько я знаю термин "тэкуби" - это сдавливание руки (тэ- рука, куби - сдавливать), хотя я не японовед, но имхо вполне логично относительно техники ёнкё. Получается, что тэкуби-осаэ - это контроль (захват) сдавливанием руки (предплечья).
    Почему же по недосмотру?Просто она не возведина в урок и вообще есть сообщажения, что многие рассматривают рокё как вариацию гокё в танто-дори.
     
  7. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Выскажусь навскидку. Окончание как у кайтэн-нагэ?
    "Тэкуби" состоит из двух иероглифов "тэ" (рука собственно) и "куби" (шея). Дословно получается "шея руки" или запястье
    Насколько я помню Уэсиба вообще первые 4 контроля давал.
    По поводу контроля "гоккё" до сих пор у меня вопрос остался. На отдельный контроль оно не похоже. Что это такое вообщем-то я так и не разобрался.
     
  8. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Нет. Но кажется я нашёл кое-какое видео на youtube, к сожалению только, что крайне не удобный ракурс, но вроде бы идея понятна. Не могу сказать, что это исполнение можно считать фундаментальным, но вроде похоже на то, что я имею ввиду.
    _http://ru.youtube.com/watch?v=-r7HAEiR62s
    Так как гокё был разработан специально для танто-дори, то сложно сказать. А вот хидзи-осаэ (рокё) Уэсиба точно делал, я даже натыкался на его фотку.
    В общем-то хотя в Айкикае многое время говорили, что есть только 4 "урока", но делают гокё и рокё в танто-дори очень часто.
     
  9. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Эта штука ближе к сихо-нагэ. Да и не будет "базой" переход с техники на технику.
    Вот это и интересно. Мне почему-то кажется, что Уэсиба показывал гораздо больше, чем можно сейчас увидеть
     
  10. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Блин, написал же что не самый лучший пример. Эта техника, как и большенство остальных, с лёгкостью выполняется из любых положений, при любых вариантах атаки и т.д. Могу попробовать описать её к примеру от цки.
    Укэ бьёт цки, нагэ делает уход наружу (сото-сабаки) и одноимённой рукой производит блокировку (пусть будет гэдан-бараи) и одновременно разноимённой рукой наносит атэми в лицо укэ. Представили? Далее одноимённой рукой нагэ захватывает кисть укэ (как правило с внешней стороны) и начинает скручивать кисть и сгибать локоть, в этом момент разноимённая рука нагэ обхватывает руку укэ в внутренней стороны (немного похоже на хидзи-дори) и захватывает предплечье другой руки нагэ. Получает замок. Далее все "система" начинает двигаться по вертикальному кругу (примерно как в котэ-гаэси), ну а далее как обычно, шаг в сторону, вход за укэ и его красивая верхняя страховка.
    Ну да ладно. Попробую выстроить свою логику. В Айкикае есть такой раздел катамэ нагэ ваза, т.е. бросковые техники с удержанием или техники которые могут быть выполнены и как бросок (противник улетает далеко) и как удержание (контант с конечностью противника не разрывается и производится его обездвиживание). Стандартно в это раздел входят сихо-нагэ и котэ-гаэси. Сихо-нагэ это когда рука полностью согнута в локте и приведена к плечу укэ (в базовом варианте), котэ-гаэси - это когда локоть подсогнут или наполовину согнут, а вот удэ-гарами (бросковый вариант) - это нечно среднее между этими двумя положениями.
    Может быть. Именно поэтому я и хидзи-осаэ (рокё) и удэ-гарами осаэ (будем его пока так называть) отношу к разделу осаэ-ваза на ряду с "уроками".
     
  11. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Вот она и есть.
    [MEDIA]http://www.youtube.com/watch?v=C26_TZfa0Ds[/MEDIA]
    Учи Удэ Гаэси

    И вот это на нее похоже.
    [MEDIA]http://www.youtube.com/watch?v=qBSAmI-0AM0[/MEDIA]
    Тэ Макура Дзумэ

    Последняя может делаться как конвоирование, но я бы не рекомендовал. Для конвоя в Дайто-рю другие техники есть, хоть и похожие внешне
     
  12. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Именно. Это бросковый вариант. Т.е. это вариант называется именно Удэ Гаэси. Это хорошо, ибо стало понятнее (движение похоже на котэ гаэси), только непонятно почему многие мастера Айкидо называют его именно Удэ Гарами. Кстати почему Учи? Есть ещё Сото Удэ Гаэси?
    Только вот большенство представителей Айкикая показывают другой вариант (тот что показывал Ямада-сихан).
     
  13. Twin

    Twin 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.07.05
    Сообщения:
    479
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    web
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Наталья
    Вид БИ:
    Айкидо, Кобудо, Дзю дзюцу, Другое
    Рискну предположить что учи - потому что делается в закрытый локоть - возможна еще такая же, но в открытый локоть - вероятно она будет сото.
     
  14. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    В Дайто почти все названия уникальные - двух одинаковых нет. Поэтому вариант "сото" отменяется. Вероятней всего:
    Учи - бить
    Удэ - рука
    Гаэси - крутить
    В результате - выкручивание бъющей руки

    Если бы увидеть кандзи "гарами", то было бы еще понятней. Будет любопытно, если это тот же самый кандзи, которыми записано название еще одйно дайтовской техники - карами-нагэ
     
  15. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    ЧТо за техника? Есть ролик?
     
  16. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Домой зайду - будет ролик. Внешне похожа на дзюдзи-нагэ

    [MEDIA]http://www.youtube.com/watch?v=04pNkqJUKBw[/MEDIA]
    А вот и оно. С некоторыми ньюансами технику можно назвать базовой
     
  17. Twin

    Twin 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.07.05
    Сообщения:
    479
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    web
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Наталья
    Вид БИ:
    Айкидо, Кобудо, Дзю дзюцу, Другое
    Упс - вот так вот с броском ... нас за это бьют и говорят - клиента надо себе под ноги положить - так чтобы он о страховке даже помыслить не мог ... хотя так конечно зрелищней.
     
  18. TopicStarter
    Shinzui

    Shinzui 武士 - ぶし

    Регистрация:
    05.08.08
    Сообщения:
    258
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Инженер-программист
    Город:
    Нижний Новгород
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Малышев Павел
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Реально а в чём отличие? По виду обычный катадори мэн учи дзюдзи нагэ с прямым входом.
    Как я тут недавно выяснил, дзюдзи-нагэ - это когда ты выполняешь скрещивание рук и последующий бросок с переворотом за счёт этого. А дзюдзи-гарами - это похоже когда ты просто за счёт скрещивания рук укладываешь противника, получается что-то вроде болевого захвата или осаэ какого-нибудь.
    ИМХО всё зависит от целей. Если противник один, то его выгоднее вразу удержать, поэтому дзюдзи-нагэ тоже относится к катамэ нагэ ваза. Если противников много то лучше его запульнуть подальше, а ещё лучше в кого-нибудь.

    В общем всем спасибо. С вопросом про удэ-гарами, в общем-то разобрались. Решил для себя бросковый вариант называть удэ гаэси, а вариант удержания - удэ гарами. С дзюдзи нагэ и дзюдзи гарами - тоже самое.

    Что-то активность по теме проявляют только три человека! Неужеле никто больше незнает альтернативных названий техник.
     
  19. Twin

    Twin 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.07.05
    Сообщения:
    479
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    web
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Наталья
    Вид БИ:
    Айкидо, Кобудо, Дзю дзюцу, Другое
    работа от ситуации будет вообще по-другому скорее всего выглядеть - а вот в ката есть свои установки - нам излагают именно такие - не бросок а укладка под ноги.

    А вообще мне объясняли что нагэ - это когда надо что то припонять и бросить, осаэ - это когда свалить/завалить.

    А отличия от классических айкидо вариантов - атеми которое здесь надо не показать, а сделать (куча мелких синяков на ребрах) ну и некоторое количество нюансов которые в айкидо надо делать но почти никто не делает - потому что не показали - а в Дайто их показывают и делают - типа кеннуки - но это работа которую в ролике не видно вовсе - а вот когда на тебе начинают делать - сразу понимаешь что есть очень много такого - что по некоторым причинам в айкидо традиционно остается за рамками (Уэсиба-сенсей ведь учил уже матерых - им не нужно было рассказывать базу - вот ее нам и не рассказывают - а нам ой как надо - по крайней мере для себя я в Дайто нашла кучу вещей закрывающих очевидные бреши в айкидных техниках - бреши выросшие из того что пропущены в обучении базовые вещи ... ну это все мое личное мнение)
     
  20. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Twin, это не "работа", а "показуха". Нельзя (преступно) считать это базовым исполнением
    Shinzui, отличается кроме атэми самим броском. В Дайто-рю амплитудные броски "живут" в айки-но-дзютсу. Все остальные по возможности делаются себе под ноги для дальнейшего контроля тушки. Падать неприятно

    Добавлено через 44 часа 3 минуты
    Возвращаемся к теме
     
    Последнее редактирование: 11 дек 2008