1. В связи с частыми проблемами связанными с нагрузкой на сервер, форум был переведен на новый движок.
    Было произведено конвертирование основной базы данных тем и сообщений. Что то не удалось сохранить.

    Если вы видите какие то ошибки в отображении или испытываете проблемы любого рода - свяжитесь с админом любым способом. Для связи можно воспользоваться контактами с основного сайта.

    Настройки форума будут длиться еще некоторое время

Интервью с Кацуо Чиба-сэнсеем

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем Muaddib, 14 май 2007.

  1. TopicStarter
    Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Сэнсэй расскажите, пожалуйста, как вы пришли к изучению Айкидо?

    Я с самого детства очень любил Боевые Искусства и еще в раннем возрасте решил серьезно заняться, по крайней мере, одним из них. Я начал с Дзюдо, которое изучал в течение 4х лет. Затем я перешел в Карате.

    Насколько мне известно, вы занимались в центральном Додзе Сетокан: какое там было обучение?

    О, мне там очень нравилось, занятия проводились в очень строгом и суровом духе. Главным Инструктором был Накаяма Сэнсэй, но я несколько раз видел Мастера, Фунакоси Гичина. Я вступил в Японскую Ассоциацию Карате примерно за год до смерти Мастера Фунакоси. Я помню, что его уход из жизни был отмечен большой официальной церемонией.

    Занимался ли с вами в то время кто-либо из нынешних мастеров Сетокан?

    Да: Нишияма Сэнсэй, Оказаки Сэнсэй и Каназава Сэнсэй. У Каназава Сэнсэя тогда был 1 Кю, или 1 Дан, не помню точно. Асано Сэнсэй и Касэ Сэнсэй тогда имели 3 Кю.

    А как получилось, что вы перешли в Айкидо?

    Когда у меня был 1 Кю в Дзюдо, я участвовал в соревновании, и мне выпал поединок со старшим учеником из моего Додзе, у которого, кажется, был второй Дан. Я победил его, а после соревнований он подошел ко мне и сказал: "Ты победил меня в Дзюдо, но у меня еще осталось Кендо." И он бросил мне вызов. Мы вышли наружу. Он дал мне боккен, а сам взял синай. И тут вдруг оказалось, что я не могу до него даже дотронуться... ни разу! Он одержал убедительную победу, а я вышел из поединка черно-синим от кровоподтеков. Вот этот случай и привел меня к глубоким размышлениям о значении Будо. Я хотел владеть Боевым Искусством, которое было бы эффективным в любой ситуации, независимо от того, вооружен противник, или нет. В конце концов, я решил стать учеником Мастера Уэсиба - Основателя Айкидо. Я отправился прямо в Хомбу Додзе, но у меня не было рекомендательного письма, наличие которого было в то время обязательным требованием. Я прибыл в Хомбу и попросил аудиенции с О Сэнсэем (Мастером Уэсиба). Мне сказали, что его нет на месте, и, что я должен уйти. Но я был настолько полон решимости стать учеником О Сэнсэя, что решил ждать его возвращения. Поэтому я сел в саду Додзе и стал ждать. В конце третьего дня вернулся О Сэнсэй, и ему сказали, что какой-то сумасшедший мальчишка хотел его увидеть и ждет на улице. О Сэнсэй сказал, чтобы меня впустили. Меня подвели к порогу его комнаты и велели подождать. Когда открылась дверь, я увидел Мастера Уэсиба. Наши глаза впервые встретились: это мгновение я никогда не забуду! Я не знал, что мне следует делать, поэтому поклонился так глубоко, как только мог. О Сэнсэй сказал мне: "Занятия боевыми искусствами очень трудны, выдержишь ли ты?" Я просто сказал: "Да, Сэнсэй." Вот так меня и принял в учи-деши Мастер Уэсиба.

    Вы сразу же приступили к занятиям?

    Нет, тренироваться сразу мне не разрешили. Я должен был убирать Додзе и все остальные комнаты в Хомбу, мыть посуду, ходить за покупками, заниматься многими другими повседневными делами и присматривать за семьей Мастера. Кроме того, я должен был работать в поле. В конце концов, мне разрешили наблюдать за занятиями, а спустя некоторое время и участвовать в них. Вначале мне никто ничего не объяснял, и я был вынужден соображать сам. К счастью, я уже мог делать укеми (страховку), поэтому со мной все было в порядке. Я решил стараться изо всех сил, чтобы быть хорошим учи-деши для О Сэнсэя и научиться у него как можно большему. Это было лучшее время моей жизни! Я помню, что у О Сэнсэя был очень впечатляющий внешний вид.., и рядом с ним всегда была совершенно особая атмосфера. Его осанка, манера поведения - как он сидел, ходил, двигался - все было прекрасным. И я никогда не видел "брешей" у О Сэнсэя... никогда. Его глаза были практически золотого цвета, а не черного как у большинства японцев.

    Должно быть, период вашего ученичества был очень суровым...

    Да, это была постоянная борьба. Каждый день мы вставали очень рано, чтобы работать и заниматься, и очень часто я не ложился до глубокой ночи, ожидая пока со своей работы в офисе не вернется сын О Сэнсэя, Киссомару. Моя жизнь была настолько напряженной и насыщенной, что я часто был близок к нервному срыву. Я видел странные вещи: каждую ночь ко мне приходило привидение. Я не знаю, было ли оно мужского или женского пола. Тогда я не понимал, насколько я был близок к тому, чтобы сломаться, но сейчас, конечно, это очевидно. Так вот, оно приходило ко мне каждую ночь до того, как я успевал заснуть, и это было действительно очень страшно. Я мог чувствовать его присутствие. Затем на меня как будто наваливалось громадное давление, и я не мог даже шелохнуться. Потом я решил эту проблему. Я стал брать в постель свой боккен и как только я чувствовал присутствие призрака, я крепко сжимал свой боккен... и страх исчезал. Я думаю, это был результат крайнего изнурения...

    Много лет назад вы рассказывали мне о вашей первой встрече с Тамура Сэнсэем, не могли бы вы повторить этот рассказ для читателей?

    Однажды, после занятия несколько учеников боролись на татами по правилам рандори в Дзюдо. Я стоял в коридоре, наблюдая за ними, и один из них пригласил меня присоединиться, что я и сделал. Я был удивлен, насколько слабы они оказались, и несколько раз подряд бросил обладателя 3го дана Дзюдо и Айкидо. Тогда мастер, Тамура Сэнсэй позвал меня и пригласил попрактиковаться с ним. Затем бам!, Тамура Сэнсэй сильно ударил меня в живот. Меня это многому научило - постоянной готовности, дистанции и осанке. Я думаю, что Тамура Сэнсэй один из лучших учеников О Сэнсэя. В прошлом я очень многое у него перенял.

    Может вы хотели бы рассказать еще о ком-нибудь... может о Сайто Сэнсэе?

    Да, он великий Мастер. Во время каждого его приезда в США я приглашаю его преподавать в моем Додзе. Сайто Сэнсэй был особый ученик О Сэнсэя. Он остался с ним после войны, чтобы за ним ухаживать и заниматься фермой Ивама Додзе. Я видел, какую ответственность он нес на себе, и могу сказать, что никто бы не справился с этим лучше Сайто Сэнсэя. Я очень благодарен ему за его работу.

    А что вы можете сказать о Дошу... наследнике О Сэнсэя?

    Киссомару Уэсиба Сэнсэй нес основную ответственность за мое обучение. К тому времени О Сэнсэй уже жил на горных склонах в Ивама и только изредка приезжал в Хомбу Додзе. Рост и развитие современного Айкидо после войны прямое следствие тяжелой работы Дошу. У него очень красивое Айкидо.

    А как насчет Мастера Коичи Тохея, из Общества Ки?

    Да, Тохэй Сэнсэй очень хорош. Он маленький, но очень могучий. Я однажды видел, как он принял вызов борца.

    Борца сумо или западного стиля?

    Западных борцов. Это были два брата-немца, кажется из Аргентины, и просто гигантских размеров! Они должны были пригнуться, чтобы не удариться головой, проходя через порог Хомбу. Это был единственный раз, когда О Сэнсэй принял вызов, брошенный Хомбу. Эти люди путешествовали по миру с группой телеоператоров и бросали вызов различным мастерам Боевых Искусств. Они были в Кодокане (центре Дзюдо), но дзюдоисты не смогли с ними справиться. Тогда они бросили вызов Айкидо Хомбу. Когда они прибыли, я встретил их и провел внутрь. Там уже сидели О Сэнсэй, Киссомару Сэнсэй и Тохэй Сэнсэй, который тогда был Главным Инструктором Объединения Айкидо. О Сэнсэй велел Тохэю быть первым, потому что тот был так силен. Борец принял низкую стойку, держа перед собой руки, и долгое время кружил вокруг Тохэя Сэнсэя. Тохэй Сэнсэй был очень расслаблен, следовал за движением противника и в результате запер того в угол. Как только борец двинулся, Тохэй прыгнул на него, провел бросок и стукнул головой о пол. Затем Тохэй Сэнсэй пригвоздил его к полу тегатаной (рука-меч), которая, как вы, наверное, знаете, очень сильна. Этот парень не мог даже двинуться, а его брат не захотел биться с Тохэем, и на этом все закончилось. Как оказалось, дзюдоисты Кодокана надоумили их не пытаться сразу схватить Мастера Айкидо. Поэтому он и ходил кругами вокруг Тохэя Сэнсэя так долго.

    Поскольку мы заговорили о поединках, не могли бы вы рассказать о вашей конфронтации с Мистером Вангом, мастером Тай Цзы из Китая?

    А откуда вы об этом знаете? Наверное, от мистера Кутье?

    Если можно я не буду говорить...

    (Смеется). Ну, ладно. Я присутствовал на большой демонстрации Боевых Искусств в Токио в начале 60х годов, и Мр. Ванг показывал Тай Цзы Цюань. Он был родом из Тайваня и очень крупного телосложения. Позже он стал довольно известен в Японии. В конце своего выступления он выстроил перед собой нескольких каратек, каждый из которых ударил его в живот. На него это никак не подействовало. Но на меня это не произвело впечатления. Я бы сделал что-то в этом роде (обозначает удар ногой в пах и удар кулаком в лицо). Два моих частных ученика также занимались Тай Цзы у Мр. Ванга и были под большим впечатлением от него. Они пригласили меня прийти и встретиться с ним. Я согласился и пошел посмотреть занятие. В Додзе мои студенты представили нас друг другу, и он вежливо попросил меня показать немного Айкидо. Хотя его слова звучали тепло это был вызов! Мы встали друг против друга, и мастер Ванг принял позицию похожую на стойку в Сумо, вытянув перед собой руки. Я стоял и ждал бреши в его обороне. Это длилось несколько минут, затем он двинулся вперед, чтобы толкнуть меня. Я встретил его, ушел, используя тай сабаки, и захватил его запястье в Коте Гаеши... раздался громкий хруст. Хотя я сильно провел Котэ Гаеши и травмировал его, он не упал. Мастер Ванг отдернул свое запястье и немедленно атаковал. На это раз он толкнул меня обоими руками в живот и перебросил меня через довольно большое расстояние в противоположный конец зала. Я приземлился, но не упал. Это был удивительный бросок. Потом наши ученики встали между нами, и на этом все закончилось.

    А как получилось, что вас послали в Англию?

    В 1964 году, когда в Токио проводились Олимпийские Игры, знаменитый мастер Дзюдо Кенширо Абе Сэнсэй пришел в Хомбу засвидетельствовать почтение О Сэнсэю. Он попросил О Сэнсэя послать молодого и энергичного инструктора в Англию, чтобы развивать Айкидо при Британском Совете Дзюдо. Вообще-то, я должен был ехать в Нью-Йорк помогать Ямада Сэнсэю, но О Сэнсэй решил послать меня в Англию.

    Сэнсэй, насколько мне известно, во время вашего путешествия произошел небольшой инцидент?

    Да. Когда корабль пересекал экватор, на корабле была вечеринка, и меня попросили провести показательное выступление. Я согласился, хотя на корабле не было никого с опытом занятий Айкидо, чтобы быть моим партнером. Один из членов экипажа корабля вызвался помочь мне, но прямо во время демонстрации напал на меня с ножом. В Хомбу Додзе, при работе с ножом, мы делали прямую атаку с использованием танто. Но этот парень, находясь в низкой стойке, обходил меня по кругу и перебрасывал нож из руки в руку. Мне было не легко, потому что, когда он, наконец, напал, я не знал в какой руке он держал оружие. Когда он напал, я сделал гедан барай (нижний блок в наружном направлении) двумя руками и отразил атаку. Однако кончик ножа проткнул мой оби (пояс) и чуть задел кожу. После гедан барай я провел контратаку и сломал ему руку.

    Каким приемом?

    Кажется, катекатаме.

    Блокирующие техники вроде гедан барай необычны для Айкидо. Обычно для отражения атаки используется тегатана.

    Да, но я думаю, что при необходимости надо уметь провести сильный блок.

    Вы помните вашу последнюю встречу с О Сэнсэем перед отъездом в Англию?

    Я с братом поехал на такси в Хомбу Додзе, прежде чем сесть на корабль. Мы потеряли очень много времени из-за ужасного дорожного движения в Токио, и я, сильно опоздав, прибыл в Хомбу. Это было очень плохо, потому что учи-деши должны быть всегда готовы принять и встретить своего учителя. Тем не менее, когда я прибыл, О Сэнсэй ждал меня и сказал, как он рад, что я пришел попрощаться. Учитель налил мне чай, сказал, что я хорошо заботился о нем все эти годы и пожелал мне удачи. Он также сказал, что я не должен беспокоиться о нем, ведь он доживет до 126 лет.

    О Сэнсэй сказал это в шутку?

    Нет, он был очень серьезен. Но он этим образом дал мне дзэнский коан, который я понимаю только сейчас.

    Сэнсэй, в 1976 году вы вернулись в Японию. Кстати, я был последний ученик, которого вы аттестовали на первый дан перед отъездом...

    Да, вот поэтому то я и поехал домой (Смеется).

    Как обстояли дела в Хомбу к вашему приезду?

    Ну, уровень Айкидо был, конечно, отличным, однако вообще в Японии изменилось слишком многое, что мне не понравилось. В Хомбу Додзе мне поручили работу Международного Секретаря, которая была мне не по душе. Весь день приходилось заниматься бумажной работой, а для занятий времени не было, что для меня было совсем плохо. Я ведь не клерк. Поэтому я уехал из Токио и переехал в деревню. Некоторое время я занимался сельским хозяйством и практиковал дзадзэн. Позже я получил приглашение переехать в Сан Диего от Федерации Айкидо Соединенных Штатов.

    Можно попросить вас рассказать о ваших занятиях Иайдо?

    Я очень люблю Иайдо. Мне очень нравится работать с катаной, и я чувствую свою близость с мечом. Я практикую Мусо Синден Рю, которое было основано Накаяма Хакудо Сэнсэем в начале этого века. У О Сэнсэя всегда были очень хорошие отношения с Хакудо. Его студенты занимались в Кобукане.

    Так ведь называлось Хомбу Додзе...

    Да, верно. То есть, существовал хороший обмен студентами. Вообще то, старший ученик Хакудо Сэнсэя был женат на дочери О Сэнсэя. Одно время он был чемпионом Японии по Кендо.
    Мне очень нравится постоянная концентрация в занятиях Иайдо, это почти Дзэн в движении. Это, конечно, очень способствует развитию заншина. В моем Додзе я всегда объединяю Дзадзэн и Иай. К примеру, 20 минут медитации сидя, а затем 10 минут Иайдо, а потом опять Дзадзэн.

    За последние двадцать лет я имел удовольствие заниматься под руководством нескольких личных учеников О Сэнсэя - у вас, у Секия Сэнсэя, Тамура Сэнсэя, Канай Сэнсэя... и вы все так непохожи друг на друга...

    Да... Я думаю это потому, что Айкидо гораздо шире, чем другие Боевые Искусства. Айкидо позволяет всем заниматься вместе. И то, что происходит непосредственно на татами только часть этого искусства.

    А может быть, что каждый из вас по отдельности отражает какую-то грань Айкидо О Сэнсэя?

    Да, я думаю так оно и есть.

    Некоторые люди говорят, что О Сэнсэй был очень мягким и добрым человеком, однако другие, прежде всего, вспоминают его суровость и прямоту. А как было на самом деле?

    Я думаю, что для него было естественно относиться очень мягко и мирно к обычными ученикам, но со своими учи-деши он был резок и временами очень суров.

    Почему вы в Айкидо придаете большое внимание работе с оружием?

    Айкидо основано на традиционном японском фехтовании на мечах. Поэтому айкидока двигается как фехтовальщик, но только без меча. Кроме того, оружие очень важно для замены агрессивных форм практики, таких как рандори в Дзюдо и дзю кумите (свободный спарринг) в Карате. Оно помогает развить Воинский Дух и многие другие аспекты, такие как временное чувство, чувство дистанции, баланс и т.д. Также мы можем уловить прямую связь с базовой техникой через субури, вывод киай, работу бедер и т.д.

    Если вы не против, я бы хотел задать вопрос по истории Айкидо: основатель Дзюдо, Др. Дзигоро Кано, однажды пригласил О Сэнсэя преподавать в Кодокане, принял ли он приглашение?

    В то время Кано Сэнсэй пытался консолидировать традиционные японские Боевые Искусства, чтобы их было легче сохранить. Поэтому он попросил О Сэнсэя преподавать в Кодокане. Но О Сэнсэй отказался: он считал, что Айкидо и Дзюдо настолько отличны друг от друга, что не должны преподаваться вместе. Тогда Др. Кано послал троих своих старших учеников учиться у О Сэнсэя - Мастера Мочизуки, Мастера Мурашиге и еще одного, имени которого я не помню. Они занимались у О Сэнсэя, но периодически возвращались в Кодокан, чтобы встретиться с Др. Кано.

    Может быть третьим мастером был Томики Сэнсэй?

    Нет. Томики Сэнсэй пришел позже. Он объединил Айкидо и Дзюдо: на средней дистанции он использовал Айкидо, а в близкой маай - Дзюдо. Я не совсем согласен с такой идеей, но Томики Сэнсэй был очень хороший мастер ... и настоящий джентльмен.

    Я где-то читал, что в Японии до сих пор живет двоюродный брат О Сэнсэя, тоже мастер Будо!

    Да, это Мастер Хоген Иноуэ (Hogen Inoue). Его внешнее сходство с О Сэнсэем просто поразительно. Он, конечно, сейчас в очень преклонном возрасте, но в свое время его Айкидо уступало только О Сэнсэю. Сейчас он называет свою форму Будо "Тайуа Шиндо" (Taiwa Shindo).

    Были ли еще случаи, когда вам приходилось использовать свои боевые навыки вне Додзе?

    Ну... однажды в Японии на меня напал вооруженный ножом бандит. Он хотел ударить меня в живот, но я сблокировал гэдан барай, а затем сломал ему руку, применив ката катамаэ.
    Кроме того, я однажды был в Париже с Норо Сэнсэем, и мы вдвоем пошли в ночной клуб. Я взял себе выпить, и сидел в одном зале, а Норо Сэнсэй был в другом зале и, кажется, играл в карты, или что-то в это роде. Внезапно из зала, где был Норо, раздался ужасный шум, и я пошел посмотреть, что там происходит. Оказалось, что началась драка. На полу лежал пожилой джентльмен, а какой-то молодой человек бил его ногами. Это было ужасно - на полу было много крови. Я думаю, он бы убил старика, поэтому Норо Сэнсэй сказал мне "Ну-ка, Чиба, разберись с ним". Сам он не хотел вмешиваться (Смеется). Я схватил этого человека, остановил его атаку и спросил, что, по его мнению, он делает. Он ответил мне на французском, так что мы друг друга не поняли, и я вытащил его из комнаты... как вдруг что-то случилось. Мое тело отреагировало само собой, и я бросил его приемом о сото гари из Дзюдо.
    Он очень сильно ударился о пол, и я услышал звон железа. Только тогда я понял, что он вытащил нож. У меня было сильное чувство постоянной готовности, и я отреагировал на такую ситуацию подсознательно. Этот парень был гангстером из Пигаля, и поэтому никто его не остановил. Очевидно, он был хорошо известен... но не мне! Да, мне было и без разницы кто он такой.

    Что нибудь еще, Сэнсэй?

    Когда я вернулся в Японию из Англии в 1978 году, какой-то человек бросил нам вызов. Но Хомбу Додзе отказало, несмотря на его настойчивость.

    Он бы Каратека?

    Дело в том, что никто не знал, чем он занимался. Но, как я сказал, он был очень упорен и каждые несколько недель возвращался и снова бросал нам вызов. Каждый раз я должен был объяснять ему, что мы его не можем принять. Я думаю, что у этого человека было не все в порядке с головой. Короче говоря, он мне так надоел, что я лично принял его вызов. Мы договорились встретиться. Я настоял на том, чтобы в случае серьезных последствий никто не обращался в суд, и мы обменялись письменными обязательствами об этом. Я сказал ему, что как преподаватель Боевого Искусства я готов биться до смерти. Мы встретились, и я напал первым, двинувшись прямо на него и нанеся ему первый удар. Он отлетел и ударился об стену, и, когда я приблизился, он прыгнул на меня как тигр. Затем я покончил с ним с помощью Нике (второй контроль). К тому времени он уже получил достаточно. Было много крови, и он лежал на полу, крича. После этого он уже не бросал нам вызовов - похоже, что он не ожидал, что Айкидист начнет атаку первым.

    В заключение нашего разговора я бы хотел спросить ваше мнение о двух вещах: атеми (иммобилизующие удары) и соревнования в Айкидо.

    Я думаю, что атеми очень важны в Айкидо. Обычно атеми не обучают на занятиях... но, конечно, сам я в них тренируюсь.
    В Айкидо нет соревнований, потому что это исключило бы многих людей из тренировок. А цель Айкидо - позволить самым различным людям заниматься вместе - мужчинам и женщинам, молодым и старым, слабым и сильным, чтобы через совместную практику развить свои потенциальные возможности.

    Какое качество, по вашему мнению, самое важное в хорошем Айкидоке?

    Искренность.

    Чиба Сэнсэй, от имени читателей нашего журнала я благодарю вас за время, которое вы нам уделили.


    Из журнала "Fighting Arts International" (№ 70).
    Интервьюер - Артур Локйиар
     



  2. demitsuri

    demitsuri 凡人 - ぼんじん

    Регистрация:
    28.07.06
    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    Юрист
    Город:
    Самара
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо, Яй до, Каратэ, Другое
    Отличная статья.
    Muaddib'у домо аригато.:)

    Отдельные факты из статьи вызывают интерес: "Он маленький, но очень могучий" - на это внимание обратить в первую очередь ИМХО.;)

    Случай с назойливым юношей - вообще класс. Чиба-сэнсей показал настоящие добро, любовь и гармонию с кулаками. Респект.:)
     
  3. Bigfoot

    Bigfoot 武士 - ぶし

    Регистрация:
    22.02.07
    Сообщения:
    494
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Менеджер среднего звена ;)
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Ромодашкин Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо
    Да, маленький но могучий Тохей тоже с большими и страшными немцами не особенно церемонился. Бесконтактное ки-айкидо, ага... ;)

    В тексте упоминается Кенширо Абе, один из Учителей сенсея Вильямса.
     
    Последнее редактирование: 15 май 2007
  4. Ostara

    Ostara 武士 - ぶし

    Регистрация:
    21.01.04
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Работаю
    Город:
    Жырафия. Москва
    Страна:
    Yugoslavia
    Фамилия и Имя:
    Остар Остаровичь Остаров
    Вид БИ:
    Другое
    Знание дзюдо, как видно из интервью, неоднократно выручало в критических ситуациях.
     
  5. TopicStarter
    Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    По-моему весьма поучительно, на тему айкидо, его применимости, бесконтактности и гуманности.
     
  6. Bigfoot

    Bigfoot 武士 - ぶし

    Регистрация:
    22.02.07
    Сообщения:
    494
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Менеджер среднего звена ;)
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Ромодашкин Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо
    И, я бы добавил, на тему совместимости с прочими БИ. Сенсеи относились к чистоте принципов айкидо без фанатизма. Если принял вызов - ждать нечего, атакуй от всей души первым, всеми доступными средствами (конечно, предварительно подписав необходимые бумаги :)). Очень правильный текст.
     
  7. TopicStarter
    Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Мне тоже понравилось. Весьма честно и искренее, без мифов и всякого прочего. Кстати айкидо Чиба-сэнсея по словам моего инструктора, который имеет возможность у него постоянно заниматься весьма и весьма сильное. Было время когда американские даны из других школ на его семинарах ныкали хакамы и чёрные пояса, чтобы он их как уке сильно не убивал.
     
  8. Ostara

    Ostara 武士 - ぶし

    Регистрация:
    21.01.04
    Сообщения:
    566
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    Работаю
    Город:
    Жырафия. Москва
    Страна:
    Yugoslavia
    Фамилия и Имя:
    Остар Остаровичь Остаров
    Вид БИ:
    Другое
    Да, и показательно, что товарищ не заморачивается разными вопросами, а использует эффективность в качестве главного критерия.
     
  9. Bigfoot

    Bigfoot 武士 - ぶし

    Регистрация:
    22.02.07
    Сообщения:
    494
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Менеджер среднего звена ;)
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Ромодашкин Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо
    Использованием эффективности в качестве критерия тоже не заморачивается =) человек просто живет, дышит этой самой эффективностью.
     
  10. Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    На мой взгляд, биография и философия Кацуо Чиба-сэнсея типична для большинства послевоенных учеников О-Сенсея. Как он говорил
    После поражения от мастера кендо, он (очевидно, желая взять реванш), решил заняться айкидо.
    При прочтении интервью у меня сложилось впечатление, что, то ли потому, что
    то ли потому, что он не выполнил требование О-Сенсея к ученикам
    т.е, занимаясь айкидо, не опорожнил чашу своего сознания и она осталась заполнена догмами и стереотипами тех БИ, которыми он занимался ранее (дзюдо, каратэ), но Кацуо Чиба-сэнсей не воспринял философию Айкидо и убеждения О-Сенсея не стали его убеждениями. И подтверждения тому в интервью имеются. Вот что он говорил
    Несмотря на решение Хомбу Додзе и традиции айкидо Кацуо Чиба-сэнсей принял вызов (т.е., согласился участвовать в соревнованиях). Вот как он описывает этот поединок
    т.е., он изначально имел намерение уничтожить соперника, напал первым, применил разрушающий удар, причинил сопернику существенный вред, что в корне противоречит мнению О-Сенсея
    Из этого следует вывод, что эти действия Кацуо Чиба-сэнсея не имели ничего общего с айкидо, т.к. противоречат его принципам.
    В этом смысле также показательно его мнение о причине отсутствия соревнований в айкидо
    С чего бы вдруг? Пусть участвовали бы сильнейшие или желающие, а остальные занимались бы, как и раньше.
    А вот что писал о причине отсутствия в айкидо соревнований К.Уэсиба (основной учитель Кацуо Чиба-сэнсея) в последние годы жизни (Лучшее айкидо. Основы.с.18)
     
  11. demitsuri

    demitsuri 凡人 - ぼんじん

    Регистрация:
    28.07.06
    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    Юрист
    Город:
    Самара
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо, Яй до, Каратэ, Другое
    Ув. Старый, есть такой принцип, который применим ко всем боевым искусствам, но сформулировал его Гичин Фунакоши:"Каратэ ни сен тэ наси,каратэ ва сэн тэ нари"... Поразмыслите над ним;)
    И вообще говоря, агрессором (уке) тут оказался тот самый настойчивый юноша... Это он первоначально желал нанести вред Гармонии... об этом вы не думали?

    Я, конечно все понимаю, но я больше доверяю словам Чиба-сэнсея, нежели некоего "интертрепатора" трудов Уэсибы:D
     
  12. TopicStarter
    Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Дима, да Чиба-сэнсей (по информации из первых рук) весьма хорош. Один из моих инструкторов у него приличное время тренировался.
    Аську включи
     
  13. Яри

    Яри 大名 - だいみょう

    Регистрация:
    26.06.05
    Сообщения:
    1.214
    Симпатии:
    6
    Род занятий:
    по образованию - биолог, по профессии - верстальщи
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Чернова
    Вид БИ:
    Айкидо, Яй до, Другое
    А каким иероглифом записывается "сэн" в этой фразе? Хочу проверить правильность своего перевода... Но в любом случае спасибо - действительно есть о чем подумать.
     
  14. Тигр

    Тигр 武士 - ぶし

    Регистрация:
    07.03.06
    Сообщения:
    624
    Симпатии:
    2
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Александровна
    Вид БИ:
    Айкидо
    А неучам перевести можно? Тоже поразмыслить хочется, а о чем, непонятно :n:
     
  15. demitsuri

    demitsuri 凡人 - ぼんじん

    Регистрация:
    28.07.06
    Сообщения:
    237
    Симпатии:
    2
    Род занятий:
    Юрист
    Город:
    Самара
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Дмитрий
    Вид БИ:
    Айкидо, Яй до, Каратэ, Другое
    Тигр, примерный перевод - "В карате не атакуют первыми, в карате первыми бьют".
     
  16. Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    demitsuri в №10 писал
    Ув. demitsuri , судя по этому Вашему утверждению, Вы применяете принцип "в каратэ не нападают первым, в каратэ бьют первым", сформулированный Г. Фунакоши для каратэ, и к айкидо, которым занимаетесь. То, что этот принцип применим ко всем БИ (в т.ч., айкидо) - это Ваше личное мнение или принцип Вашего клуба, или у Вас есть другие основания для такого утверждения?
    demitsuri в №10 писал
    Другими словами, Вы считаете, что Чиба-сэнсей поступил правильно, приняв вызов и наказав (травмировав) его, применив принцип "иккен-хисацу" (одним ударом - наповал)?
    В оценке этого случая, на мой взгляд, и проявляется коренное различие принципов (философии) айкидо и принципов других БИ. В соответствии с философией Айкидо агрессию следовало сдержать (восстановить гармонию), без причинения вреда, что и сделало Хомбу Додзе, не приняв вызов. С точки зрения философий других БИ следовало ответить на агрессию агрессией и поскорее уничтожить противника (или причинить ему существенный вред), что и было сделано Чиба-сэнсеем, т.е., несмотря на то, что он занимался айкидо, в его сознании, на мой взгляд, доминировала философия каратэ.
    demitsuri в №10 писал
    При всем уважении к Чиба-сэнсею, как мастеру БИ, в том, что касается айкидо, я, все таки, больше доверяю его Основателю.
    Некого интер... кого? Вы, действительно, не знаете, как пишется это слово или сознательно исказили его, чтобы (очевидно, в соответствии с принципами, которыми руководствуетесь) выразить, мягко говоря, неуважение к проделанной мной работе и ко мне - совершенно незнакомому Вам человеку? Или Вы несогласны с моей интерпретацией трудов М.Уэсибы потому, что у Вас есть своя? Тогда, чтобы не быть голословным, предъявите ее на форуме и мы ее обсудим.
     
  17. Daisho

    Daisho 武士 - ぶし

    Регистрация:
    27.08.06
    Сообщения:
    328
    Симпатии:
    2
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Дайсё
    Вид БИ:
    Айкидо, Кобудо, Дзюдо, Каратэ
    Так. Для Старого- первое- если айкидо это и БИ тоже, то проверку боем выдерживать надо. Иначе это мертвая теория. Второе- это почему же Тохэю с разрешения О-Сенсея иностранцев валять можно, а Чибе нельзя?
    Третье- О-Сенсей проверку боем прошел, Чиба тоже, Muaddib вообще по школам как на работу ходил, я всегда за практические эксперименты. А Вы?
    Предупреждая вопрос о переходе на личности- любой человек выносящий на общественное обсуждение какое-либо мнение должен уметь его обосновать не только в теории. Иначе он дурак или лжец или ... гениальный первооткрыватель.

    Добавлено через 1 минуту
    по Вашему оффтопу- да, несогласен. А выложить или нет на форум мое видение трудов О-Сенсея- это мое личное дело. Захочу- выложу.
     
    Последнее редактирование: 22 май 2007
  18. Яри

    Яри 大名 - だいみょう

    Регистрация:
    26.06.05
    Сообщения:
    1.214
    Симпатии:
    6
    Род занятий:
    по образованию - биолог, по профессии - верстальщи
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Чернова
    Вид БИ:
    Айкидо, Яй до, Другое
    [/I]
    Мой вариант перевода - "в карате нет бьющей руки. Карате и есть бьющая рука". Если я, конечно, правильно поняла...
     
    Последнее редактирование: 25 май 2007
  19. Старый

    Старый 武士 - ぶし

    Регистрация:
    11.03.06
    Сообщения:
    362
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Иркутск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Кравцов Евгений
    Вид БИ:
    Айкидо
    Daisho в №16 писал
    Согласен. Но проблема в том, что "проверку боем" понимают по-разному: Вы, судя по предыдущим сообщениям, примерно так же, как и Чиба-сэнсей. У О-Сенсея было несколько другое понимание
    См. также №9.
    Daisho в №16 писал
    Может это прояснит цитата из воспоминаний Чиба-сэнсея.
    т.е., Тохей-сенсей принял участие в поединке не с разрешения, а по
    приказу О-Сенсея (в отличие от Чиба-сэнсея, который принял вызов вопреки решению Хомбу Додзе). Почему О-Сенсей разрешил поединок, можно только гадать. Но на то он и О-Сенсей - сам установил правила, сам их и нарушил. Тохей-сенсей хоть и нарушил принципы айкидо (напал первым через десять минут), чем рассердил О-Сенсея, но закончил поединок (в отличие от Чиба-сэнсея) в соответствии с принципами айкидо (удержанием, без причинения вреда).
    Daisho в №16 писал
    В Вашем понимании - нет. С тех пор, как я занимаюсь айкидо (11 лет)
    мне удавалось разрешать конфликты без причинения вреда (себе и другим).
    Daisho в №16 писал
    Поскольку Вы это утверждение ничем, кроме безапелляционности, не
    мотивируете, я воспринимаю его, как Ваше личное мнение и пожелание. Но, к сожалению, по разным причинам (не хватило времени (жизни), денег, не было нужных материалов, технологий и т.п.), редко кому удается реализовать все свои идеи и проекты на практике лично. Например, идеи Леонардо да Винчи, Циолковского, Энштейна были реализованы другими людьмы и в другое время, что, на мой взгляд, совершенно не умаляет их ценности. Или Вы будете обзывать дураком и лжецом учителя физики за то, что он объясняет устройство атомной бомбы, не сделав и не испытав ее лично? Что касается меня, то я не говорю ничего нового, все это написал О-Сенсей. Я, просто, говорю, как я это понял после непредвзятого внимательного прочтения с точки зрения восточной философии.
    Daisho в №16 писал
    Несомненно, выкладывать или не выкладывать - Ваше право и его реализация зависит лишь от Вашего желания. Но на форумах, обычно, принято мотивировать свое несогласие, иначе оно так и останется абстрактным.
    Кстати, оффтоп был адресован demitsuri .