1. В связи с частыми проблемами связанными с нагрузкой на сервер, форум был переведен на новый движок.
    Было произведено конвертирование основной базы данных тем и сообщений. Что то не удалось сохранить.

    Если вы видите какие то ошибки в отображении или испытываете проблемы любого рода - свяжитесь с админом любым способом. Для связи можно воспользоваться контактами с основного сайта.

    Настройки форума будут длиться еще некоторое время

Формы и содержание

Тема в разделе "Статьи и обзоры", создана пользователем Sasory-kan, 30 янв 2007.

  1. TopicStarter
    Sasory-kan

    Sasory-kan 行人 - こうじん

    Регистрация:
    30.01.07
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Учитель Будо
    Город:
    Санкт-Петербург
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Давыдовский Олег
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзю дзюцу, Другое
    Формы и Содержание


    Все практикующие боевые искусства знают, что такое айки. Позвольте поделиться с вами сегодня своим взглядом на АЙКИ и ее производную, известную в миру как дисциплину под названием Айкидо. Но начнем издалека.

    Один из вопросов от читателей прозвучал так: «почему вы решили выступить публично с информацией о своей школе, в то время как до того избегали публичности. В чем дело? Причин избегания публичности довольно много, одной же из них и достаточно серьезной, мне видится проблема попытки словесного описания явлений вообще и обсуждаемой темы, т.е. боевых искусств, в частности. Слова – это болото, из которого не выбраться. Это не способ решения тех сложных проблем, какие ставит перед человеком изучение боевых искусств. Несомненно, что словесным описанием можно пользоваться при составление какого-либо перечня упражнений или списка известных приемов или перечисления какого-то набора действий. Но не более того. При описании методов тренировок, принципов взаимодействия во времени и пространстве и других подобных материй, слова бессильны. Более того, они приносят вред, так как толкуются всеми по-разному, в силу развитости людей, способности проникать за текст, и что самое важное от чего зависит близость истолкования к смыслу оригинала – это степень наличия практического опыта. Без него любые откровения это пустой звук.

    За более чем 20 лет занятий различными видами спорта, такими как; дзюдо, бокс, самбо, кик-боксинг, и в последние 10 лет айки-будзютцу я убедился, что в подавляющем большинстве случаев та степень высказываний людей об их понимании или знания в той или иной дисциплине (я говорю в данный момент о боевых искусствах) не соответствует реальному положению дел. Это происходит не из-за их желаний обмануть кого-то, или похвастаться, а по причине того, что они просто не представляют себе всей возможной глубины той темы, которую они затрагивают. Лишь это очень часто вселяет в людей ложную уверенность и чувство безопасности. Это не значит, что я призываю к всеобщему молчанию, вовсе нет. Просто хочу обратить внимание на момент словесной бесполезности, который возникает очень часто, при отсутствии так называемого внутреннего знания. Можно бесконечно спорить о различных формулировках учений или о том, что сказал тот или иной авторитетный мастер. В основном изречения мастеров – людей имеющих опыт, имеют значение для адептов только на определенном участке пути, а именно к моменту, когда ваш опыт позволяет это воспринять. До этого или после они не имеют никакого значения. То, что услышано от других или прочитано, а потом сказано – бесполезно. К сожалению, в настоящий момент, обучение во многих наших школах БИ пошло по западному пути, когда ученику все разжевывают и кладут в рот. При этом его собственный рост задерживается, а бывает, что и останавливается вовсе из-за обилия лишней информации. В восточной методе обучения всегда было принято избегать излишних объяснений. Занятие проходило в манере демонстрации техники мастером или старшим учеником. После все находящиеся в зале повторяли настолько хорошо, насколько смогли воспринять на данный момент. Учитель показывал лишь основную линию, остальное должно было подсказать им их собственное тело. В современных же до-дзе наблюдается совсем иная картина. Бесконечные объяснения, разложенные по ступеням приемы, выполняемые вплоть до высоких данов по ступеням, расписанные программы. Такое-то количество часов – такая-то степень, такой-то набор приемов – энная степень и т.д. Все предсказуемо и прозрачно. Настоящее же изучение боевого искусства – не несет в себе ни ясности, ни системности и в то же самое время имеет и ясность и системность, как бы парадоксально это не звучало. Эта системность не та, – которую представляет себе обычный человек. Узнавая что-то, ученик всегда в результате оказывается не с тем, что он ожидал получить. Процесс обучения – это переход от формы к бесформенному и снова к форме и так без конца.

    Вот понемногу уже подходим и к айкидо. В формах, таких могущественных внешне таится серьезная ловушка для обучающихся. Например, Айкидо – один из самых ярких примеров соприкосновения и взаимопроникновения форм и бесформенностей, а также не соответствия форм и содержания. Именно поэтому Айкидо является предметом обсуждения и ломания копий для многих адептов и просто интересующихся данным направлением. Некоторые люди, прозанимавшись достаточно большое количество лет, бросают занятия разочарованные в тех результатах, которые они получает в итоге. Боевое или нет, система духовного воспитания или универсальная система взаимодействия с любым противником, упражнения для поддержания здоровья или грозное оружие. И то и другое одновременно, в зависимости от подхода, осознания, степени подготовленности и метода тренировки. Практикующие современное айкидо стали заложниками форм, преподнесенных им отцом основателем Уесибой. Годами они тренируют один и тот же прием в одной и той же форме атаке и ждут чуда, надеясь, что когда-нибудь, после долгих лет практики они прозреют и поймут ту самую скрытую истину, как перевести данные техники на боевой лад и легким движением руки повергнуть огромного детину. Ничего, что после н-ого количества лет занятий мы не знаем как вести себя с боксером, борцом, не знаем, что по настоящему делать с атакующим вас ножом или другим опасным предметом. Не ждите чудес, они не произойдут ни через 5, ни через 15 лет практики айкидо в той форме, какой она практикуется в общепринятой форме в большинстве школ, несмотря на формальные различия в подходах. Если вы кардинально не измените, подход к системе занятий и осмыслению изучаемых техник, то всегда будете в глупом положении, как только вас начнут по настоящему бить или еще хуже убивать. Без правил, без игры в падения и полеты. Вот вам тест. Стряхните с себя принятые правила игры, придите в знакомый родной додзе и возьмите какого-нибудь айкидока, (лучше обладателя дана) за шиворот, и как следует потрясите. Или еще начните его от души заталкивать руками в угол, только делайте это искренне, без мыслей о том, как это принято в айкидо или еще где-то. Вы удивитесь результату. Вам не смогут провести ни одного приема. Поверьте, это действительно так, потому что этот тест был проделан ни один раз с разными представителями айкидо, разных степеней и всегда давал один и тот же результат. Приверженцы айкидо, конечно же, бросятся возражать и найдут массу аргументов и доводов, что это не так. Ваше право. И еще скажу, что те же формы, будучи разрушены и воссозданы снова, но с другим содержанием дают изумительный практический результат. Для вас станет реальной возможностью «поймать удар боксера» (дурацкая фраза, но очень расхожая, поэтому я привожу ее, так как есть, цитирую), применить кокю в реальной борцовской схватке, обезвредить вооруженного противника. Необходимо лишь наполнить существующие ведра водой. Пока же этого не произошло, вы стреляете из деревянного пистолета, надеясь, что когда-то оттуда вылетит пуля.

    Формы приемов существуют для того, чтобы понять механизмы воздействия на тело противника. Потом приемы сами по себе в чистом виде перестают существовать. Остаются лишь принципы. Знайте, если вы наблюдаете в исполнении четко выраженные ясные формы, либо уровень исполняющего недостаточно хорош, либо дисциплина зашла в тупик. Именно для того, чтобы когда-то техники, изучаемые в зале получились в жизни, на определенном этапе необходимо начинать избавляться от зависимости от четких структурированных конструкций. Сначала это делается на ментальном уровне, а затем переходит и на физический план. Приемы и движения как бы шлифуются, становятся все более и более прозрачными, и сливаются с исполняющим в одно целое. Тогда нет необходимости разделять тренировку и ходьбу по улице, готовность к исполнению в зале по конкретной программе и спонтанное исполнение в зависимости от сложившейся ситуации. Говорят что, нужно дома вести себя как в гостях, а в гостях как дома. Я бы то же самое сказал бы и про БИ. В зале веди себя как ты идешь по улице или по квартире, а дома исполни то, что ты делаешь в зале. (Имеется в виду свобода от стереотипов. Бери так, а не так. Тяни эдак, бей сяк, и так далее)

    Некоторые последователи айкидо и других «мягких или академических систем» (например, карате) стараются превратить преподаваемые ими дисциплины в реальные прикладные системы за счет тех или иных мер, которые всегда являются полумерами, никак не решающими главную техническую задачу. Одно из самых часто встречающихся заблуждений – это быстрое или жесткое почти грубое исполнение приемов, которое якобы должно демонстрировать приближенность к действительности. Если говорить об определенном уже имеющемся техническом навыке, то ключевой фактор эффективности применяемых приемов – свобода, текучесть сознания, отсутствие мыслей при проведении или подготовки атаки. При чем речь идет не о магических и трудно достижимых состояниях ума «не ума», практикуемых в дзен и столь часто упоминаемых в трактатах о фехтованиях, а вполне реальное и достижимое состояние. Условно можно описать это как готовность тела без готовности головы. Тело само знает, что ему делать в той или иной ситуации. На достижения такого состояния направлены занятия в школе Столярова Александра Андреевича. Для этого им был разработан динамический метод обучения. При исполнении любой техники, (я сознательно избегаю слова приемов, так как восприятие приема как финальной цели приводит к блокировке и фиксации сознания, в то время как под техникой подразумевается некий сплав действий, состоящий из реакции на движение оппонента, начала вашего движения с совершением неких действий или без них, в зависимости от ситуации и завершения вашего движения. Завершения может быть любое: опережающий удар, слияние с движением противника и выполнение броска, перелома, или просто шага в сторону) При исполнении любой техники противник двигается естественно, а не застывает на месте в тренировочном ожидании исполнения ваших чудесных пошаговых или даже соединенных в движении, но не во времени Па. В реальной же ситуации мы сталкиваемся с тем, что противник не хочет ждать и следит за тем, что мы делаем, мешая выполнить все наши красивые замечательные приемы. Он поджимает локти, выдергивает руки, напрягается, упирается, хватает второй рукой или бьет ногой или коленом, что совершенно не вписывается в наши планы при отработке т.е. базовой техники. Базовая техника необходима, но на то она и базовая, чтобы идти дальше. Выученные и отработанные приемы всего лишь буквы, из которых необходимо сложить слова, научившись применять их в связках, позволяя им перетекать один в другой в свободной и непредсказуемой манере. И лишь после можно начать учиться говорить. Речь в БИ – это использование n-ых тех. навыков во времени и пространстве. И это и только это определяет настоящую эффективность техники. Отрабатываемы годами прием бесполезен, если вы делаете его так, что противник уже понял, что вы собрались делать, и предвосхитил вас. И он будет оставаться бесполезным до того момента, пока вы не обманете сознание противника. Тогда изящный и легко выполненный прием – без криков, натуги, и зверского лица, приводит к нужному вам результату - падению, перелому, контролю и т.д. Это и есть ключ к настоящему мастерству и реальному выполнению той или иной техники.
     



  2. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Хорошая статья. Особенно хорошо дано определение отличия "техники" от "приёма". Единственно с чем не согласен - с тем, что подробное объяснение техники на начальном этапе мешает продвижению. Я считаю что очень многие технические особенности должны быть объяснены, это экономит кучу времени. А вот в процессе практики и наработки ученик уже выяснит - надо оно ему, или нет.
    Хорошо, что упомянуто
    Во многих школах обучение представляет собой перманентную подготовку к очередному экзамену, соответственно никакого отхода от канона там нет вообще, что приносит впоследствии адептам кучу неприятных сюрпризов, как то:
     
  3. Летучий_Змей

    Летучий_Змей 武士 - ぶし

    Регистрация:
    29.03.03
    Сообщения:
    708
    Симпатии:
    2
    Город:
    Раменское, МО
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Михаил
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Написано очень хорошо и правильно. Но я так понимаю, это плоды размышлений вполне конкретного мастера вполне конкретной школы. Интересно, как эта теория воплотилась в практику?
     
  4. Danatas

    Danatas ? 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    11.09.05
    Сообщения:
    1.070
    Симпатии:
    3
    Род занятий:
    Engineer
    Город:
    Newry
    Страна:
    Northern Ireland
    Фамилия и Имя:
    Olegas Gajosinskas
    Вид БИ:
    Айкидо
    А мне не понравилось. Вроде бы и верно все написано...но тяжеловато как-то и...обтекаемо что-ли. Сократить можно до трех фраз -
    1. -хочу обратить внимание на момент словесной бесполезности, который возникает очень часто, при отсутствии так называемого внутреннего знания.
    2. - ключевой фактор эффективности применяемых приемов – свобода, текучесть сознания, отсутствие мыслей при проведении или подготовки атаки
    3. - Тело само знает, что ему делать в той или иной ситуации. На достижения такого состояния направлены занятия в школе Столярова Александра Андреевича.

    а в двух словах - все лохи а мы в шоколаде.
    не люблю
     
  5. Gela

    Gela 凡人 - ぼんじん

    Регистрация:
    01.02.06
    Сообщения:
    134
    Симпатии:
    0
    Род занятий:
    работаю
    Город:
    Красноярск, Зеленогорск
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Наталья
    Вид БИ:
    Айкидо
    По-моему, автор прав. Сейчас я себя обругаю…

    Тот, кто очень хочет, быстро узнает все и без объяснений, только на показах. Но таких мало :( .
    Чтобы учителю найти свой «алмаз», приходится обучать кучу пустой породы. Это не только к БИ относится. Большинству надо объяснять ключевые моменты, чтоб хоть что-то получилось. Мало кто может обрести внутреннее знание без определения формы - рамок, внутри которых работать (самому-то тяму не хватает). Хотя, не уверена, что это будет внутреннее знание, может, так и останется формой.
    Нам, например, указывают на "ключевые моменты". Периодически разбирается какая-то техника подробно. Так легче - воспроизвести. А вот к себе адаптировать слова не помогут. Но наверное только с этого и начинается все настоящее.

    P.S.: Про пустую породу - это я о себе, если что :D.
     
  6. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Danatas
    А ты внимания на это не обращай. Я выделил моменты, которые мне понравились. А уж на тему растеканий мыслью по древу - на то она и статья.
    Хотя я бы и не стал отделять наработку форм и свободную работу прям вот так. Одно следует из другого. Хорошо наработанный в базе удар (я описывал как то) - и в спарринге будет опасен. Иотому что набит, нацелен, вписан в движение. И в общем-то ничего не надо кроме как пару раз попасть. Да и броски такие бывают. Другой вопрос - база должна соответствовать...
     
  7. Danatas

    Danatas ? 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    11.09.05
    Сообщения:
    1.070
    Симпатии:
    3
    Род занятий:
    Engineer
    Город:
    Newry
    Страна:
    Northern Ireland
    Фамилия и Имя:
    Olegas Gajosinskas
    Вид БИ:
    Айкидо
    то то и оно - что следует.
    Хоть и многие у нас пытаются от форм отказатся. На одних естественных движениях без наработаной базы далеко не уедешь. ИМХО база должна быть отработана настолько, чтобы стать естественным движением. И будет счастье :)
     
  8. Muaddib

    Muaddib Вице-Админ 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    05.12.05
    Сообщения:
    2.326
    Симпатии:
    3
    Город:
    Москва, Россия
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Антон
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзюдо, У-шу
    Согласен. Я ещё сегодня об этом напишу, если время будет. В другой теме, про "Систему"
     
  9. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Именно поэтому сами японцы что называется "ходили по квадрату" - т.е. повторяли одни и те же движения 100001 раз. Результат такого методичного вбивания в голову действительно поразительный.
     
  10. Летучий_Змей

    Летучий_Змей 武士 - ぶし

    Регистрация:
    29.03.03
    Сообщения:
    708
    Симпатии:
    2
    Город:
    Раменское, МО
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Михаил
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Спорный результат на самом деле. Это показывают соревнования по дзю-до. Японцы готовятся именно до опупения натаскивая базу, у европейцев такого нет. Но тотального превосходства японцев как-то не просматривается. Так что путь не плохой, но не единственный.
     
  11. Christof

    Christof Кайсяку 旗本 - はたもと

    Регистрация:
    21.02.03
    Сообщения:
    2.237
    Симпатии:
    5
    Род занятий:
    инженер
    Город:
    Киев
    Страна:
    Ukraine
    Фамилия и Имя:
    Лабушевский Иван Владимирович
    Вид БИ:
    Другое
    Ну и ну! Там же совсем другой корень проблемы. И не совсем это показатель. Я хоть и не искал, но может мне кто-то поможет и назовет больших мастеров дзюдо, которые старше 55, тренируют и тренируются сами в наших пенатах? Есть ли у нас "русские Кано и Уэсибы"?
     
  12. Летучий_Змей

    Летучий_Змей 武士 - ぶし

    Регистрация:
    29.03.03
    Сообщения:
    708
    Симпатии:
    2
    Город:
    Раменское, МО
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Михаил
    Вид БИ:
    Айкидо, У-шу
    Не очень понял, при чем тут возраст :)
    И какой же там корень проблемы?
     
  13. Тигр

    Тигр 武士 - ぶし

    Регистрация:
    07.03.06
    Сообщения:
    624
    Симпатии:
    2
    Город:
    Москва
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Елена Александровна
    Вид БИ:
    Айкидо
    А еще 4. То что отрабатывается новичками на тренировках - это упражнения, имеющие отношение к реальной технике, но не являющиеся ими, об этом не все помнят и знают...
    Или это уже включено в этих трех пунктах? :n:
     
  14. TopicStarter
    Sasory-kan

    Sasory-kan 行人 - こうじん

    Регистрация:
    30.01.07
    Сообщения:
    37
    Симпатии:
    1
    Род занятий:
    Учитель Будо
    Город:
    Санкт-Петербург
    Страна:
    Russia
    Фамилия и Имя:
    Давыдовский Олег
    Вид БИ:
    Айкидо, Дзю дзюцу, Другое
    Когда ты исчерпал все формы и набрался опыта практикой и тренировкой, движения становятся частью твоих рук, ног и тела, но не сознания. Что бы ты не делал, у тебя это получается свободно, вне зависимости от форм, но не вопреки им. Когда ты достиг этой точки, ты уже не знаешь, где твоё сознание, - ни демон, ни еретик не смогут его обнаружить. Формы существуют для того, что бы достичь этого состояния. Когда ты овладел им, они перестают существовать.